В музее Метрополитен в Нью-Йорке 14 января открылась выставка работ выдающегося итальянского художника Пьеро делла Франческа. И хотя на обозрение публики представлено всего четыре картины, выставка уже вызвала необычайный интерес: эти полотна ранее нигде не экспонировались вместе. К тому же публике любопытно: что за картину герцог де Монтефельтро подарил своей дочери на свадьбу?
Интересно, что на двух картинах изображен святой Иероним, образ особенно популярный в европейской живописи XV—XVIII веков. Видимо, для Пьеро делла Франческа он также был важным, и художник дважды изобразил святого — как аскета и как переводчика Библии. В этих религиозных картинах предстает мир глазами человека эпохи Возрождения. Его действительность — это вера в силу человеческого духа, в посвящение жизни великому делу и благословение небесами праведных дел.
Мадонны Пьеро делла Франческа олицетворяют совершенство и небесную красоту на земле. Картина «Мадонна Сенигаллия» была написана художником во время работы при дворе Федерико де Монтефельтро в Урбино и стала его свадебным подарком своей дочери Джованне. На картине Мадонна с Младенцем и двумя ангелами-стражниками по бокам изображены в интерьере дворца графа. Свет в дальней комнате, падающий из окна, означает рождение Христа — Света Мира, о котором говорилось в откровении.
Мадонна Сенигаллия
1478, 61×53.5 см
В произведениях Пьеро делла Франческа гармонично сочетаются две стороны творческой личности художника — теоретика, автора трактатов о перспективе, и творца идеальных образов. Его работы отличаются стройной, продуманной композицией, светлым нежным колоритом и чистыми образами с классически правильными чертами.
Выставка знакомит с произведениями художника, который воплотил гуманистические идеалы эпохи Возрождения — утверждения духовного и нравственного призвания человека.