Коломбины, моретты и бауты — в итальянском городе на воде открылся ежегодный венецианский карнавал. Но это еще не все: две масштабные дебютные экспозиции Государственного центрального музея современной истории России дарит европейцам знакомство с так называемым «русским импрессионизмом» и… советским искусством. Кустодиев и Серов, «ожившая» картина пейзажиста Петра Петровичева и портреты членов Политбюро — настоящий «карнавал в карнавале»!
Невероятные приключения русских в Италии
В галерее Франкетти (Galleria Franchetti), расположенной в венецианском готическом дворце Ка' д’Оро (Ca' d’Oro) или, как называют его благодаря отделке сусальным золотом, Золотом доме, выставлены полсотни живописных полотен «импрессионистов из России» конца XIX — начала XX века. Выставка «С распахнутыми глазами. Шедевры из собрания Музея русского импрессионизма» («A occhi spalancati. Capolavori dal Museo dell’Impressionnismo Russo di Mosca») проходит с 13 февраля по 2 апреля.
Тит Дворников: Al mare, 1912, 61×50 см
Понятие «русский импрессионизм» — не совсем такой же оксюморон, как и «советское шампанское», однако доля правды в этом есть. Школа русского импрессионизма (вообще, понятие это достаточно условное) сформировалась, вдохновляемая желанием догнать французских коллег. Но, подражая форме, а не идее, русские художники того периода смешали сразу несколько стилистических направлений, нагрузив картины смыслом и внутренними переживаниями автора, а не только впечатлениями от увиденного. Еще и национального колорита добавили! Поэтому искусствоведы предпочитают пользоваться понятием «импрессионистическая манера».
Игорь Грабарь. «Русский пейзаж»
Главными «героями» полотен французских импрессионистов — Ренуара, Моне (приведенная здесь картина — «Осень в Аржантее»), Сислея, были цвет и свет, поэтому писали они их, в основном, под открытым небом. На картинах русских последователей жанра на первый план выходят предметы и люди. Несмотря на это, даже на родине импрессионизма показы полотен Серова и Коровина проходили с большим успехом.
Под маркой импрессионизма в Венецию приехали картины Василия Поленова, Константина Коровина (которого историк искусства и художник Александр Бенуа назвал помазанником этого жанра), Бориса Кустодиева и Валентина Серова. Помимо этого, выставка представляет работы современных российских художников — Михаила Шемякина и Владимира Рогозина, которых к импрессионизму можно причислить лишь косвенно.
Николай Богданов-Бельский: Интерьер. 1911, 165×117 см
Кстати, впервые о русском импрессионизме во весь голос заговорили на международной культурной арене благодаря инициативе Центра изучения русской культуры при университете Ка' Фоскари.
Константин Коровин: В парке, 1880, 35×27,5 см
Мессия русского «impression»
Творчество художника и театрального декоратора Константина Коровина (1861−1939) относят к реалистической живописи, однако именно Коровинский «Портрет
хористки» (1883), написанный на пленэре, признан одним из первых произведений импрессионистического живописного жанра. Под влиянием своего учителя Саврасова, Коровин писал ранне-весенние пейзажи, стараясь по-своему чувствовать природу. Сам художник вспоминал, как кто-то из соотечественников как-то обронил касательно одного из его этюдов фразу о том, что, дескать, «надо бы позаконченней». На что Коровин ответил: «Я старался, но иначе все замирает». Но даже он не следовал канонам французского импрессионизма беспрекословно: смешивал краски на палитре, а не на холсте, использовал табуированный черный цвет и серебристые оттенки.
Передвижники
не звали в свою «песочницу» чудака-живописца, уделявшего слишком большое внимание недостойным мелочам — мазку да цветовому пятну. Несмотря на многочисленные упреки, Константин Коровин вошел в трио, представлявшее, по мнению искусствоведов, оплот русской живописи конца ХІХ — начала ХХ века — «Врубель-Серов-Коровин».
Элегия на холсте
Если в манере «пейзаж
настроения» можно рассмотреть увлечение импрессионизмом, то был ему подвластен и Василий Поленов (1844−1927), живописец, театральный художник, музыкант, архитектор и поэт. Частые поездки на Север в детстве, дом на Оке, частые стажировки за рубежом, во время которых художник тщательно изучал и перенимал технику пленэрной работы европейских живописцев, что сделало его новатором на просторах родной страны. В прессе того времени его картины, дающие, прежде всего, настроение, сравнивали с элегиями в поэзии.
Советский художник Василий Пименов (1903— 1977) в поздние годы творчества променял сюжетный драматизм (отголоски немецкого экспрессионизма) на изображение легкорастворимых импрессионистических мгновений. «Я хочу сделать лирическое и нарядное искусство», — так он комментировал переход от написания инвалидов войны к подвижным женским портретам и романтичным московским пейзажам.
В. Пименов: Афиши под дождем, 1973, 86,7×80,7 см
В. Пименов: Афиши под дождем, 1973, 86,7×80,7 см
По усам текло, а в рот не попало
Не смотря на пожизненную борьбу с недугом, сроднившим его с инвалидным креслом, трудоголик Борис Кустодиев (1878−1927) за 30 творческих лет написал более 640 светящихся от счастья картин, иллюстраций, плакатов и этюдов. Внимание его, больше других сюжетов, приковывала русская глубинка с ее душевными гуляньями, патриархальным уставом и пиром на весь мир, хотя и ночную «Венецию», куда работы автора и привезли спустя десятилетия, художник написать успел.
Русский живописец и театральный художник Петр Кончаловский (1876−1956), приходился автору «Боярыни Морозовой», Василию Сурикову, зятем. Несмотря на это, находился не только под его академическим влиянием. Вояжи в Европу открыли для Кончаловского картины Сезанна, а с ними — и безграничное поле художественных возможностей.
Фабрика искусства
Отдельный зал экспозиции посвящен самому музею русского импрессионизма, существующему уже три года и готовящемуся презентовать выставочные залы в московском культурно-деловом комплексе «Большевик» (бывшей кондитерской фабрике). За один из его корпусов возьмутся архитекторы из John McAslan + Partners, лауреаты награды Королевского института британских архитекторов за реализацию другого московского проекта — делового центра «Фабрика станиславского».
Ядро коллекции, которая поселится в «Большевике», составят картины из частного собрания российского бизнесмена и мецената Бориса Минца.
Кураторы выставки «С распахнутыми глазами. Шедевры из собрания Музея русского импрессионизма» сделали ставку на мультимедийность — картины окружают проекторы, демонстрирующие кадры из фильмов известных русских кинорежиссеров — от Тарковского до Бондарчука.
У входа гостей встречает мультимедийная инсталляция, посвященная работе передвижника Петра Петровичева «Грот в Кусково» и картине Дмитрия Налбандяна «Портрет
итальянского рыбака Лонго, видевшего Ленина», а оцифрованные полотна меняют ракурс изображения в зависимости от того, где находится зритель. Так что, вперед, к прекрасному, оседлав гондолу!