Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Крупная выставка работ одного из самых знаменитых в мире портретистов Джона Сингера Сарджента открылась 12 февраля в Национальной портретной галерее в Лондоне. Публика впервые увидит собрание глубоко личных и неформальных портретов впечатляющего круга друзей художника,куда входили,в частности,Роберт Льюис Стивенсон,Клод Моне и Огюст Роден.
В экспозиции«Сарджент: портреты артистов и друзей» представлены редко выставляемые полотна,одолженные у галерей и частных коллекций из Европы и Америки. Это работы из музея Родена,Музея изобразительных искусств Сан-Франциско,Музея Орсэ,Художественного института Чикаго,Института искусств Миннеаполиса и других.
Сарджент редко брал заказы на портреты своих друзей,и это позволяло ему больше экспериментировать по сравнению с «формальными» изображениями,сделанными по поручению. Его натурщики показаны в непринуждённых позах,иногда в процессе написания картин или пения. Это подборка оригинальных,очень насыщенных работ. Такие картины стоят особняком среди работ Сарджента,они заметно более интимны,остроумны и радикальны,чем его портреты,сделанные по заказу. Представленные вместе,эти работы бросают вызов традиционному взгляду на творчество художника.
Джон Сингер Сарджент(John Singer Sargent; 1856 — 1925) был сыном американского врача и родился во Флоренции. Он учился живописи в Италии и Франции. Творчество Сарджента нередко причисляют к импрессионизму,несмотря на то,что он,скорее,был наследником Веласкеса и Ван Дейка. Стоит отметить,что его полотна едва ли не тонули в море критики. Одним из обвинений была нереалистичная красота изображенных на портретах людей.
«Цель этой выставки — бросить вызов традиционному взгляду на Сарджента. Он хорошо известен как художник,но Сарджент-интеллектуал,знаток музыки и литературный эрудит — это что-то новое»
«Хитовыми» экспонатами выставки являются лишь два дошедших до нас портрета романиста Роберта Луиса Стивенсона,которые впервые выставлены рядом с момента их создания в 1880 году.
На выставке также воссоединились портреты семьи Пайерон,взятые из коллекций в Париже,Вашингтоне и штате Айова. Поэт и драматург Эдуард Пайерон и его жена были в числе первых французских покровителей Сарджента,которым молодой художник был во многом обязан своим ранним успехом.
Индивидуальные портреты четы Пайерон впервые более чем за сто лет расположены в зале рядом с изображением их детей,Эдуарда-младшего и Мари-Луизы.
Ещё один«хедлайнер» выставки — портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
художника Каролюса-Дюрана,который сыграл ключевую роль в становлении карьеры Сарджента после того,как тот получил высокую оценку на Парижском Салоне в 1879 году.
Примечательны также рисунок углём знаменитого поэта Уильяма Батлера Йейтса(1908 год) и три великих«актёрских» портрета,написанные между 1889-м и 1890-м годами — англичанки Эллен Терри в роли леди Макбет,американца Эдвина Бута и Карменситы,дикой испанской танцовщицы.
Дж. Сарджент, "Портрет Уильяма Батлера Йейтса"
Дж. Сарджент, "Портрет Эдвина Бута"
Дж. Сарджент, "Эллен Терри в роли Макбет"
Дж. Сарджент, "La Carmencita"
В двух секциях в выставочном центре сконцентрированы пленэры,сделанные во время пребывания в сельском Вустершире,и портреты,написанные во время путешествий по Альпам и Южной Европе. В числе последних — изображения художников Джейн и Уилфрида де Глен,которые сопровождали Сарджента в экспедиции по континенту и часто появляются вместе на его работах. В этих картинах живописец исследовал создание картин(включая свои собственные) и взаимодействие художника с природой.
В 1884 году Сарджент произвёл фурор на Парижском Салоне со своим портретом Мадам X(мадам Пьер Готро). Общественность и семья красавицы Вирджинии Готро(Virginie Gautreau) посчитали картину слишком вульгарной. Скандал вынудил Сарджента переехать в Англию,где он впоследствии зарекомендовал себя как ведущий портретист страны. Он совершил несколько поездок в США,где помимо портретов сделал несколько декоративных росписей в общественных зданиях,таких как Бостонская публичная библиотека и Музей изобразительных искусств.
Ричард Ормонд(Richard Ormond), куратор экспозиции в Национальной портретной галерее в Лондоне,говорит: «Всё новое и интересное вызывало у Сарджента энтузиазм. Он был бесстрашным защитником работ молодых художников,глубоко и мощно повлиял на многих современных ему композиторов и музыкантов. Цель этой выставки — бросить вызов традиционному взгляду на Сарджента. Он хорошо известен как художник,но Сарджент-интеллектуал,знаток музыки и литературный эрудит — это что-то новое».