Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Крупная выставка работ одного из самых знаменитых в мире портретистов Джона Сингера Сарджента открылась 12 февраля в Национальной портретной галерее в Лондоне. Публика впервые увидит собрание глубоко личных и неформальных портретов впечатляющего круга друзей художника,куда входили,в частности,Роберт Льюис Стивенсон,Клод Моне и Огюст Роден.
В экспозиции«Сарджент: портреты артистов и друзей» представлены редко выставляемые полотна,одолженные у галерей и частных коллекций из Европы и Америки. Это работы из музея Родена,Музея изобразительных искусств Сан-Франциско,Музея Орсэ,Художественного института Чикаго,Института искусств Миннеаполиса и других.
Сарджент редко брал заказы на портреты своих друзей,и это позволяло ему больше экспериментировать по сравнению с «формальными» изображениями,сделанными по поручению. Его натурщики показаны в непринуждённых позах,иногда в процессе написания картин или пения. Это подборка оригинальных,очень насыщенных работ. Такие картины стоят особняком среди работ Сарджента,они заметно более интимны,остроумны и радикальны,чем его портреты,сделанные по заказу. Представленные вместе,эти работы бросают вызов традиционному взгляду на творчество художника.
Джон Сингер Сарджент(John Singer Sargent; 1856 — 1925) был сыном американского врача и родился во Флоренции. Он учился живописи в Италии и Франции. Творчество Сарджента нередко причисляют к импрессионизму,несмотря на то,что он,скорее,был наследником Веласкеса и Ван Дейка. Стоит отметить,что его полотна едва ли не тонули в море критики. Одним из обвинений была нереалистичная красота изображенных на портретах людей.
«Цель этой выставки — бросить вызов традиционному взгляду на Сарджента. Он хорошо известен как художник,но Сарджент-интеллектуал,знаток музыки и литературный эрудит — это что-то новое»
«Хитовыми» экспонатами выставки являются лишь два дошедших до нас портрета романиста Роберта Луиса Стивенсона,которые впервые выставлены рядом с момента их создания в 1880 году.
На выставке также воссоединились портреты семьи Пайерон,взятые из коллекций в Париже,Вашингтоне и штате Айова. Поэт и драматург Эдуард Пайерон и его жена были в числе первых французских покровителей Сарджента,которым молодой художник был во многом обязан своим ранним успехом.
Дж. Сарджент, "Портрет Эдуарда Пайерона"
Дж. Сарджент, "Портрет мадам Пайерон"
Индивидуальные портреты четы Пайерон впервые более чем за сто лет расположены в зале рядом с изображением их детей,Эдуарда-младшего и Мари-Луизы.
Ещё один«хедлайнер» выставки — портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
художника Каролюса-Дюрана,который сыграл ключевую роль в становлении карьеры Сарджента после того,как тот получил высокую оценку на Парижском Салоне в 1879 году.
Примечательны также рисунок углём знаменитого поэта Уильяма Батлера Йейтса(1908 год) и три великих«актёрских» портрета,написанные между 1889-м и 1890-м годами — англичанки Эллен Терри в роли леди Макбет,американца Эдвина Бута и Карменситы,дикой испанской танцовщицы.
Дж. Сарджент, "Портрет Уильяма Батлера Йейтса"
Дж. Сарджент, "Портрет Эдвина Бута"
Дж. Сарджент, "Эллен Терри в роли Макбет"
Дж. Сарджент, "La Carmencita"
В двух секциях в выставочном центре сконцентрированы пленэры,сделанные во время пребывания в сельском Вустершире,и портреты,написанные во время путешествий по Альпам и Южной Европе. В числе последних — изображения художников Джейн и Уилфрида де Глен,которые сопровождали Сарджента в экспедиции по континенту и часто появляются вместе на его работах. В этих картинах живописец исследовал создание картин(включая свои собственные) и взаимодействие художника с природой.
В 1884 году Сарджент произвёл фурор на Парижском Салоне со своим портретом Мадам X(мадам Пьер Готро). Общественность и семья красавицы Вирджинии Готро(Virginie Gautreau) посчитали картину слишком вульгарной. Скандал вынудил Сарджента переехать в Англию,где он впоследствии зарекомендовал себя как ведущий портретист страны. Он совершил несколько поездок в США,где помимо портретов сделал несколько декоративных росписей в общественных зданиях,таких как Бостонская публичная библиотека и Музей изобразительных искусств.
Ричард Ормонд(Richard Ormond), куратор экспозиции в Национальной портретной галерее в Лондоне,говорит: «Всё новое и интересное вызывало у Сарджента энтузиазм. Он был бесстрашным защитником работ молодых художников,глубоко и мощно повлиял на многих современных ему композиторов и музыкантов. Цель этой выставки — бросить вызов традиционному взгляду на Сарджента. Он хорошо известен как художник,но Сарджент-интеллектуал,знаток музыки и литературный эрудит — это что-то новое».