Регистрация

"Поздний Рембрандт" в Амстердаме: творить - никогда не поздно!

Мне нравится6       0  
Девяносто работ великого голландца, словно магнит, притягивают публику в Амстердамский Рейксмюзеум: экспозиция, устроенная на родине Рембрандта, поразительна. После Лондонских гастролей части картин работы 1652 — 1669 годов составляют выставку «Late Rembrandt» — ее еще не поздно посетить до 17 мая.
«Откройте для себя Рембрандта в городе, где он жил и работал!» — призывают организаторы первой в истории экспозиции, посвященной феномену позднего творчества мастера.
На выставке вниманию публики — 40 картин, 20 рисунков и 30 гравюр. Это работы из голландских музеев, а также музеев и частных собраний Британии, Франции, США, Канады. Эпохальные полотна, автопортреты, а также (что особенно интересно) рисунки, эскизы, гравюры — мастер предстает во всей уникальности своего дара, столь яркого при столь печальных обстоятельствах.
«Сравните два изображенья» — два автопортрета художника, написанные в разные годы. Есть от чего постареть раньше времени! Среди невзгод, обрушившихся на Рембрандта — смерть любимой жены Саскии от туберкулеза в 1642 г., второй гражданской супруги Хендрикье — от чумы в 1663, банкротство (1656 г.) и удручающее падение спроса на работы. Он становится «немодным», непопулярным… Но все более смелым и удачливым в своих экспериментах. Тайны его техники до сих пор не постичь: особый свет, особенная прорисовка, «многоходовые» комбинации в создании изображений… Специалисты будут рассуждать о лессировке, «толстых и тонких» мазках, слоях и деталях, но даже суровые критики впадают в поэтичный настрой и говорят о драгоценном сиянии поздней живописи Рембрандта.
Это полотно — «Лукреция» (привезено из Миннеанополиса), — называют одним из наиболее удивительных и экспериментальных. Специалисты говорят о необычном методе накладывания слоев краски, особом техническом решении в прорисовки рукавов, динамическом контрасте и… помещают эту картину рядом с графической работой «Три креста» — тоже знаковой для художника в техническом плане.


Как видим, акцент сделан не только на содержании (образы — трагичны, ведь Лукреция, не в силах вынести бесчестья и желая доказать и показать свою невинность, убивает себя…), а на мастерстве, схожих приемах и нюансах выполнения работ Рембрандтом.

Рембрандт ван Рейн дважды изображал Лукрецию, в 1664 и 1666 годах. Может, в выборе темы мастер проявил и собственные терзания: от ведь так и не женился на Хендрике Стофельс, упершей в 1663 году — ее называют вероятным прототипом Лукреции. Еще и обрек на позор: в 1654 году у Хендрикье рождается дочь от Рембрандта, и ее привлекают к церковному суду как «живущую в грехе подобно шлюхе» — женщина боялась, что ребенка откажутся крестить… Ну, а Рембрандт не женился на ней из-за прозаических обстоятельств: это могло помешать сыну от первого брака — Титусу, — в деле наследования.



В последние два десятилетия Рембрандт рисует много портретов, а модели — друзья, он сам (автопортреты знамениты), неизвестные люди (старики и старухи, солдаты), и титулованные особы. Парадный портрет Яна Сикса (1654 г.) — очень хорош! И характер показан, и цвета удались.

Экспозиция работ Рембрандта ван Рейна (нидерл. Rembrandt Harmenszoon van Rijn, 1606—1669) разбита на 10 разделов: поздние автопортреты, отображение повседневной жизни, артистическая конкуренция, экспериментальная техника, свет, «интимные» сцены, внутренний конфликт и примирение…
Один из самых известных рисунков Рембрандта, изображающий Хендрикье, - «Спящая молодая женщина», «приехал» из Британскго Музея. Кураторы отмечают типичный для «позднего Рембрандта» момент: близкое рассмотрение интимной сцены. Похожий прием мы видим и на картине «Иаков, благословляющий сыновей Иосифа» (это полотно прибыло из Германии — Gemaldegalerie Alte Meister, Кассель).
«Заговор батавов» — полотно для новой ратуши Амстердама, иллюстрирующее раннюю голландскую историю, — поручили писать ученику Рембрандта Говерту Флинку. Но тот умер и заказ передали учителю, который к тому времени обанкротился не только финансово — современники утратили к нему интерес. Готовое полотно, залитое удивительным светом, идущим откуда-то снизу, провисело в главном городском здании недолго: его вернули автору, так и не расплатившись с ним. Видимо, властям такая живопись, невероятно смелая по тем временам, не пришлась по душе. Словом, это был большой удар для Рембрандта и самая провальная его картина. Теперь же она — вернее, уцелевшая центральная часть полотна, — является жемчужиной выставки.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Заговор батавов (Заговор Клавдия Цивилиса)
Заполучить эту необыкновенную работу для выставки — редчайшая удача" - отмечают организаторы. Полотно покидало Стокгольм всего три раза!
Также среди ключевых работ экспозиции куратор называет знаменитую картину «Синдики» — групповой портрет членов гильдии суконщиков.

«Неудобный» Рембрандт

Это «Элси Кристиэнс на висилице» (1664) из коллекции музея Метрополитен. Девушку казнили за убийство хозяйки: рядом с ней топор, с помощью которого она совершила преступление. А ниже — «Урок анатомии доктора Деймана», заказной групповой портрет для анатомической школы в Амстердаме. Причем сцена вскрытия показана по всем медицинским канонам, начиная с брюшной полости (в отличие от знаменитого «Урока анатомии доктору Тульпа», «вкрывающего» руку — наглядно, но не строго). На картине достаточно и иных подробностей, строго и беспристрастно отображенных, вроде грязных ног казненного преступника (именно такие тела отдавали медикам).
Не только сюжет этого второго «Урока анатонии…», но и его композиция вам кажется странной? Более чем: в 1723 году пожар уничтожил всю верхнюю часть картины. А уцелевшая часть (124 на 100 см) хранится теперь в Амстердаме.

Близкие отношения...

«Вирсавия с письмом царя Давида» (1654, из коллекции Лувра) демонстрирует, как в поздние годы Рембрандт изменил свою повествовательную технику: многофигурным композициям с красноречивыми жестами и позами он стал предпочитать одиночные. Изложенную в Ветхом Завете историю любви Вирсавии и Давида мы должны прочитать даже не в письме, а в реакции на него, которая отражена на лице героини.
Рядом — картина, изображающая Хендрикье. Спутница жизни показана без прикрас, но она прекрасна в глазах художника — ах, какие эмоции и сколько тепла!
Рембрандт Харменс ван Рейн. Вирсавия с письмом царя Давида
Рембрандт Харменс ван Рейн. Женщина, купающаяся в ручье (Хендрикье Стоффельс?)
«Еврейская невеста» - гордость и бесценное сокровище Амстердамского Рейксмюзеума и та самая работа, про которую как-то сказал Ван Гог: мол, отдал бы десять лет своей жизни за возможность просидеть две недели перед этой картиной с одной лишь буханкой хлеба.
Это еще и одна из последних и наиболее загадочных картин Рембрандта. Собственно, точно никто не знает, что за сюжет показал Рембрандт! Название картине дал в 1825 г. амстердамский коллекционер Ван дер Ноор - он думал, что на ней изображен отец, дарящий дочери-еврейке ожерелье на свадьбу. Но более правдоподобна версия названия «Исаак и Ревекка» — в частной коллекции в Нью-Йорке имеется известный рисунок Рембрандта 1662 г. с таким названием и похожей композицией. Кстати, всевидящий рентген показал, что первоначально на картине в руке девушки была корзинка с цветами.

Титус: последний удар...

Титус по воле отца получил остатки его имущества в 1653 году, и вскоре Рембрандт объявил себя банкротом. А к 1658 году он продал дом и имущество, и поселился в еврейском квартале на окраине Амстердама. Сын для художника — близкий человек: известно много портретов Титуса, и этот, «мальчишеский», очень популярен на выставке. Увы, Титус умирает в 1668 году, а годом позже уходит в мир иной и отец, художник Рембрандт .
Рембрандт Харменс ван Рейн. Читающий Титус
Рембрандт Харменс ван Рейн. Титус, сын художника
Рембрандт Харменс ван Рейн. Симеон во храме




Финальный аккорд выставки — «Симеон с младенцем Христом в храме». — завершает и выставку. Будущий Спаситель — таким видит этого ребенка Старец Симеон. «Мне кажется очень символичным, что это последняя работа Рембрандта», — отметила куратор.

Выставка «Рембрандт: поздние работы» уникальна и невероятно интересна не только для Европы. Современные технические средства дают шанс приобщиться к наследию мастера и американской публике: фильм «Rembrandt from the National Gallery London and Rijksmuseum Amsterdam» будет показан 24 февраля в более чем 300 кинотеатрах страны.

КомментироватьКомментарии
HELP