Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Девяносто работ великого голландца,словно магнит,притягивают публику в Амстердамский Рейксмюзеум: экспозиция,устроенная на родине Рембрандта,поразительна. После Лондонских гастролей части картин работы 1652 — 1669 годов составляют выставку«Late Rembrandt» — ее еще не поздно посетить до 17 мая.
«Откройте для себя Рембрандта в городе,где он жил и работал!» — призывают организаторы первой в истории экспозиции,посвященной феномену позднего творчества мастера.
На выставке вниманию публики — 40 картин,20 рисунков и 30 гравюр. Это работы из голландских музеев,а также музеев и частных собраний Британии,Франции,США,Канады. Эпохальные полотна,автопортреты,а также(что особенно интересно) рисунки,эскизы,гравюры — мастер предстает во всей уникальности своего дара,столь яркого при столь печальных обстоятельствах.
«Сравните два изображенья» — два автопортрета художника,написанные в разные годы. Есть от чего постареть раньше времени! Среди невзгод,обрушившихся на Рембрандта — смерть любимой жены Саскии от туберкулеза в 1642 г., второй гражданской супруги Хендрикье — от чумы в 1663,банкротство(1656 г.) и удручающее падение спроса на работы. Он становится«немодным», непопулярным… Но все более смелым и удачливым в своих экспериментах. Тайны его техники до сих пор не постичь: особый свет,особенная прорисовка,«многоходовые» комбинации в создании изображений… Специалисты будут рассуждать о лессировке,«толстых и тонких» мазках,слоях и деталях,но даже суровые критики впадают в поэтичный настрой и говорят о драгоценном сиянии поздней живописи Рембрандта.
Это полотно — «Лукреция»(привезено из Миннеанополиса), — называют одним из наиболее удивительных и экспериментальных. Специалисты говорят о необычном методе накладывания слоев краски,особом техническом решении в прорисовки рукавов,динамическом контрасте и… помещают эту картину рядом с графической работой«Три креста» — тоже знаковой для художника в техническом плане.
Как видим,акцент сделан не только на содержании(образы — трагичны,ведь Лукреция,не в силах вынести бесчестья и желая доказать и показать свою невинность,убивает себя…), а на мастерстве,схожих приемах и нюансах выполнения работ Рембрандтом.
Рембрандт ван Рейн дважды изображал Лукрецию,в 1664 и 1666 годах. Может,в выборе темы мастер проявил и собственные терзания: от ведь так и не женился на Хендрике Стофельс,упершей в 1663 году — ее называют вероятным прототипом Лукреции. Еще и обрек на позор: в 1654 году у Хендрикье рождается дочь от Рембрандта,и ее привлекают к церковному суду как«живущую в грехе подобно шлюхе» — женщина боялась,что ребенка откажутся крестить… Ну,а Рембрандт не женился на ней из-за прозаических обстоятельств: это могло помешать сыну от первого брака — Титусу, — в деле наследования.
В последние два десятилетия Рембрандт рисует много портретов,а модели — друзья,он сам(автопортреты знамениты), неизвестные люди(старики и старухи,солдаты), и титулованные особы. Парадный портрет Яна Сикса(1654 г.) — очень хорош! И характер показан,и цвета удались.
Экспозиция работ Рембрандта ван Рейна(нидерл. Rembrandt Harmenszoon van Rijn,1606—1669) разбита на 10 разделов: поздние автопортреты,отображение повседневной жизни,артистическая конкуренция,экспериментальная техника,свет,«интимные» сцены,внутренний конфликт и примирение…
Один из самых известных рисунков Рембрандта,изображающий Хендрикье,- «Спящая молодая женщина», «приехал» из Британскго Музея. Кураторы отмечают типичный для«позднего Рембрандта» момент: близкое рассмотрение интимной сцены. Похожий прием мы видим и на картине«Иаков,благословляющий сыновей Иосифа»(это полотно прибыло из Германии — Gemaldegalerie Alte Meister,Кассель).
«Заговор батавов» — полотно для новой ратуши Амстердама,иллюстрирующее раннюю голландскую историю, — поручили писать ученику Рембрандта Говерту Флинку. Но тот умер и заказ передали учителю,который к тому времени обанкротился не только финансово — современники утратили к нему интерес. Готовое полотно,залитое удивительным светом,идущим откуда-то снизу,провисело в главном городском здании недолго: его вернули автору,так и не расплатившись с ним. Видимо,властям такая живопись,невероятно смелая по тем временам,не пришлась по душе. Словом,это был большой удар для Рембрандта и самая провальная его картина. Теперь же она — вернее,уцелевшая центральная часть полотна, — является жемчужиной выставки.
Заполучить эту необыкновенную работу для выставки — редчайшая удача" - отмечают организаторы. Полотно покидало Стокгольм всего три раза!
Также среди ключевых работ экспозиции куратор называет знаменитую картину«Синдики» — групповой портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Это«Элси Кристиэнс на висилице»(1664) из коллекции музея Метрополитен. Девушку казнили за убийство хозяйки: рядом с ней топор,с помощью которого она совершила преступление. А ниже — «Урок анатомии доктора Деймана», заказной групповой портрет для анатомической школы в Амстердаме. Причем сцена вскрытия показана по всем медицинским канонам,начиная с брюшной полости(в отличие от знаменитого«Урока анатомии доктору Тульпа», «вкрывающего» руку — наглядно,но не строго). На картине достаточно и иных подробностей,строго и беспристрастно отображенных,вроде грязных ног казненного преступника(именно такие тела отдавали медикам). Не только сюжет этого второго«Урока анатонии…», но и его композиция вам кажется странной? Более чем: в 1723 году пожар уничтожил всю верхнюю часть картины. А уцелевшая часть(124 на 100 см) хранится теперь в Амстердаме.
Близкие отношения...
«Вирсавия с письмом царя Давида»(1654,из коллекции Лувра) демонстрирует,как в поздние годы Рембрандт изменил свою повествовательную технику: многофигурным композициям с красноречивыми жестами и позами он стал предпочитать одиночные. Изложенную в Ветхом Завете историю любви Вирсавии и Давида мы должны прочитать даже не в письме,а в реакции на него,которая отражена на лице героини. Рядом — картина,изображающая Хендрикье. Спутница жизни показана без прикрас,но она прекрасна в глазах художника — ах,какие эмоции и сколько тепла!
«Еврейская невеста» - гордость и бесценное сокровище Амстердамского Рейксмюзеума и та самая работа,про которую как-то сказал Ван Гог: мол,отдал бы десять лет своей жизни за возможность просидеть две недели перед этой картиной с одной лишь буханкой хлеба.
Это еще и одна из последних и наиболее загадочных картин Рембрандта. Собственно,точно никто не знает,что за сюжет показал Рембрандт! Название картине дал в 1825 г. амстердамский коллекционер Ван дер Ноор - он думал,что на ней изображен отец,дарящий дочери-еврейке ожерелье на свадьбу. Но более правдоподобна версия названия«Исаак и Ревекка» — в частной коллекции в Нью-Йорке имеется известный рисунок Рембрандта 1662 г. с таким названием и похожей композицией. Кстати,всевидящий рентген показал,что первоначально на картине в руке девушки была корзинка с цветами.
Титус по воле отца получил остатки его имущества в 1653 году,и вскоре Рембрандт объявил себя банкротом. А к 1658 году он продал дом и имущество,и поселился в еврейском квартале на окраине Амстердама. Сын для художника — близкий человек: известно много портретов Титуса,и этот,«мальчишеский», очень популярен на выставке. Увы,Титус умирает в 1668 году,а годом позже уходит в мир иной и отец,художник Рембрандт .
Финальный аккорд выставки — «Симеон с младенцем Христом в храме». — завершает и выставку. Будущий Спаситель — таким видит этого ребенка Старец Симеон. «Мне кажется очень символичным,что это последняя работа Рембрандта», — отметила куратор.
Выставка«Рембрандт: поздние работы» уникальна и невероятно интересна не только для Европы. Современные технические средства дают шанс приобщиться к наследию мастера и американской публике: фильм«Rembrandt from the National Gallery London and Rijksmuseum Amsterdam» будет показан 24 февраля в более чем 300 кинотеатрах страны.