Регистрация

Тайны и сенсации знаменитого Гентского алтаря братьев Ван Эйк представлены в Берлине

Мне нравится6       0  

В Берлинской картинной галерее проходит выставка, посвященная одному из самых великих произведений западноевропейского искусства — Гентскому алтарю. Выставка так и называется «Гентский алтарь братьев ван Эйк в Берлине. 1820−1920» и предоставляет возможность полюбоваться если не самой прославленной работой, но ее старинной копией 1558 года. Детективные истории и исследования — прилагаются!

Строго говоря, выставку называют «инсталляцией», которая представляет образы Гентского алтаря во всех красках и состоит из нескольких частей: копии четырех центральных панелей выполнены известным фламандским художником Михилем Кокси (Michiel Coxcie, 1499 — 1592) — см. изображение ниже одной из них. Ценность рабо неоспорима: плодотворный живописец, придворным художник королевы Венгрии и Чехии Марии Венгерской, прославился и как талантливый копиист картин кисти Рогира ван дер Вейдена и Яна ван Эйка. Он создал копии Генского алтаря в 1558 году. Еще две части алтаря — копии 1824 года, и, наконец, оставшиеся панели створок выполнены как высококачественные принты. При их создании ориентировались на фото 1900-х годов, сделанные… в Берлине! «Запутанная история», — сказал бы Шерлок Холмс.

Специально к выставке был снят документальный фильм обо всех событиях, с вязанных с алтарем и его копиями. Посетители выставки могут посмотреть его во время экспозиции.

Гентский алтарь был завершен братьями ван Эйк в 1432 году (латинская стихотворная надпись на алтаре гласит, что Губерт ван Эйк начал, а Ян ван Эйк закончил его создание), и с тех пор детективные истории, загадки и тайны постоянно преследуют гениальное произведение. И эта экспозиция построена таким образом, чтобы пролить свет на одну из громких историй 1914 года, связанную с Версальским договором и возмещением ущерба Бельгии напавшей в то время Германией.
Ян ван Эйк. Ева



Вообще, загадки, связанные с Гентским алтарем, достойны целого детектива Конан Дойла или голливудского блокбастера в духе фильма «Код да Винчи». Многие искусствоведы и историки до сих пор спорят о том, почему Бог-Отец больше похож на православного святого и почему он обут в кожаные ботинки? Почему Ева вместо яблока держит экзотический лимон? Почему братья Ван Эйк изобразили Рай без Ада? Из-за стольких «Почему» алтарь кажется зашифрованным посланием потомкам, которые до сих пор разгадывают старинные ребусы братьев Ван Эйк.

Глупость викария

Полностью исотрия перипетий алтаря «тянет» на сериал — вот лишь несколько моментов. В 1792 году французы вывезли четыре центральные части алтаря в Лувр, однако Наполеон хотел заполучить алтарь целиком и предлагал обменять его боковые створки на картины Рубенса. Власти Гента от обмена отказались и даже получили обратно центральные панели: Людовик XVIII, ставший королем Франции после поражения Наполеона, в 1815 г. вернул Генту четыре створки.
А в 1816 году викарий собора, воспользовавшись отсутствием епископа, решил сделать «благое» дело — продать 6 старых створок алтаря, а вырученные деньги пустить на ремонт храма. После первой продажи и до 1821 года фрагменты алтаря затерялись на антикварном рынке, и, казалось уже ничто не спасет «гентское чудо».
Дело в том, что в 1821 г. створки алтаря были куплены лесоторговцем-контрабандистом Эдвардом Солли (Edward Solly, 1776 — 1844) и составили часть его знаменитой коллекции: он одним из первых понял значение живописи Северного Возрождения и заработал на ней больше, чем на военных поставках. Он предлагал купить части Гентского алтаря своим соотечественникам-англичанам, но те «прошляпили» шанс, и Солли перепродал «Ангелов» и «Праведников» будущему кайзеру Германии, а тогда юному немецкому принцу Вильгельму Гогенцоллерну. Последующие прусские правители стремились создать из Берлинского музея «второй Лувр», где одним из главных экспонатов видели Гентский алтарь.

Благая ложь во спасение алтаря

В 1914 году оккупационные немецкие войска в ходе завоеваний бельгийских земель решили добыть военный трофей — главную часть алтаря, и, таким образом, сложить воедино все части в Берлинском музее. Прослышав о наступлении войск, настоятель храма в сговоре с самим епископом тайно вывозит и прячет оставшуюся часть алтаря. Немецкие военнослужащие, обыскав весь собор, так и не заметили, что сокровища Ван Эйков были у них под самым носом — в соседнем с их штабе доме. Для отвода глаз рыскающих офицеров, священнослужителями была придумана целая легенда и даже составлено поддельное письмо якобы о погрузке ценных фрагментов на корабль, следующий в Англию.
Спустя почти 100 лет 6 створок алтаря (вернее, 5 и одна — копия взамен украденной и утраченной) 29 сентября 1920 года воссоединились с главной частью в соборе святого Бовона. Произошло это благодаря тому самому Версальскому договору, который обязывал Германию вернуть фрагменты Генского алтаря Бельгии в знак возмещения ущерба от оккупации. Именно это событие положено в основу представленного на выставке фильма.



Впервые за 126 лет 6 октября 1920 года Гентский алтарь был полностью восстановлен и предстал во всем великолепии у себя на родине, а этот день стал национальным праздником в Бельгии.

Выставка «Гентский алтарь братьев ван Эйк в Берлине. 1820−1920» проходит в Берлинской картинной галерее до 29 марта, по адресу: Matthäikirchplatz 4/6.

КомментироватьКомментарии
HELP