В Берлинской картинной галерее проходит выставка, посвященная одному из самых великих произведений западноевропейского искусства — Гентскому алтарю. Выставка так и называется «Гентский алтарь братьев ван Эйк в Берлине. 1820−1920» и предоставляет возможность полюбоваться если не самой прославленной работой, но ее старинной копией 1558 года. Детективные истории и исследования — прилагаются!
Гентский алтарь был завершен братьями ван Эйк в 1432 году (латинская стихотворная надпись на алтаре гласит, что Губерт ван Эйк начал, а Ян ван Эйк закончил его создание), и с тех пор детективные истории, загадки и тайны постоянно преследуют гениальное произведение. И эта экспозиция построена таким образом, чтобы пролить свет на одну из громких историй 1914 года, связанную с Версальским договором и возмещением ущерба Бельгии напавшей в то время Германией.
Вообще, загадки, связанные с Гентским алтарем, достойны целого детектива Конан Дойла или голливудского блокбастера в духе фильма «Код да Винчи». Многие искусствоведы и историки до сих пор спорят о том, почему Бог-Отец больше похож на православного святого и почему он обут в кожаные ботинки? Почему Ева вместо яблока держит экзотический лимон? Почему братья Ван Эйк изобразили Рай без Ада? Из-за стольких «Почему» алтарь кажется зашифрованным посланием потомкам, которые до сих пор разгадывают старинные ребусы братьев Ван Эйк.
Глупость викария
Полностью исотрия перипетий алтаря «тянет» на сериал — вот лишь несколько моментов. В 1792 году французы вывезли четыре центральные части алтаря в Лувр, однако Наполеон хотел заполучить алтарь целиком и предлагал обменять его боковые створки на картины Рубенса. Власти Гента от обмена отказались и даже получили обратно центральные панели: Людовик XVIII, ставший королем Франции после поражения Наполеона, в 1815 г. вернул Генту четыре створки.А в 1816 году викарий собора, воспользовавшись отсутствием епископа, решил сделать «благое» дело — продать 6 старых створок алтаря, а вырученные деньги пустить на ремонт храма. После первой продажи и до 1821 года фрагменты алтаря затерялись на антикварном рынке, и, казалось уже ничто не спасет «гентское чудо».
Благая ложь во спасение алтаря
В 1914 году оккупационные немецкие войска в ходе завоеваний бельгийских земель решили добыть военный трофей — главную часть алтаря, и, таким образом, сложить воедино все части в Берлинском музее. Прослышав о наступлении войск, настоятель храма в сговоре с самим епископом тайно вывозит и прячет оставшуюся часть алтаря. Немецкие военнослужащие, обыскав весь собор, так и не заметили, что сокровища Ван Эйков были у них под самым носом — в соседнем с их штабе доме. Для отвода глаз рыскающих офицеров, священнослужителями была придумана целая легенда и даже составлено поддельное письмо якобы о погрузке ценных фрагментов на корабль, следующий в Англию.
Впервые за 126 лет 6 октября 1920 года Гентский алтарь был полностью восстановлен и предстал во всем великолепии у себя на родине, а этот день стал национальным праздником в Бельгии.