В Одесском музее Западного и Восточного искусства открылась памятная выставка «Весь творческий путь Вадима Кучера-Куцана». Мастер ушел рано, оставив волнующие картины, известные в Украине, России, Германии и Франции, где многократно проходили его выставки.
Вадим Кучер-Куцан (1966 — 2013) родился в Одессе, где обучался в художественной школе им. И. Костанди. Учился в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры в Киеве, а в 1995 закончил Академию искусств им. Репина в Санкт-Петербурге в мастерской Президента академии В.С. Угарова. Преподавал в родном городе, а, получив грант, уехал работать в Германию, потом 10 лет провел во Франции. Провел более 30 украинских и зарубежных персональных художественных выставок в Одессе, Киеве, Стокгольме, Берлине, Париже, Лионе. Произведения художника хранятся в музеях и частных коллекциях Украины, России, различных стран Европы.
Вадим с детства видел любительские работы отца-моряка, и с 10 лет, начав обучение, стремился «по-настоящему» овладеть мастерством, чтобы на прочной технической основе мыслить по-своему в искусстве. От ученических работ и тщательного копирования известных картин в музеях (надо было как-то зарабатывать в 90-е) мастер пришел к своей манере и стилю, как нередко пишут — «импрессионистическому».
Интересно разглядывать детали работ, представленных на выставке
Его дипломная работа «Перспектива Невского» — в собрании Музея изящных искусств при Академии художеств России.
Прогулявшись по выставке в Одессе, отметим цвета, свет, динамику и намеренную «расфокусировку» изображаемого мира. Художник любил дождь, музыку, море, переменчивую природу, яркие цветы, ритмы и контрастную пульсацию городов…
Посетители останавливаются возле ТВ-экрана: напитавшись красками и образами картин, хочется побольше узнать о художнике. Демонстрируются интервью с Вадимом, он рассказывает немало примечательных историй, и все они — о творческой работе, задачах, которые ставил художник. Об одной из работ: «Думал, как все воплотить… Что ж, у Брейгеля на картине — 60 фигур, у меня-то поменьше будет» — смеется. Вдохновение? Приходит в процессе, просто надо рисовать, и рисовать хорошо.
Современное искусство? «Меня, к сожалению, учили рисовать. Вот такая беда, от этого никуда не денешься. Я закончил институт, и присоединяться к художественной самодеятельности, которая сейчас называется контемпорари арт, я не собираюсь. Я пишу картины, а не самовыражаюсь».
Современное искусство? «Меня, к сожалению, учили рисовать. Вот такая беда, от этого никуда не денешься. Я закончил институт, и присоединяться к художественной самодеятельности, которая сейчас называется контемпорари арт, я не собираюсь. Я пишу картины, а не самовыражаюсь».
…Три года подряд «Русские сезоны» в Лионе открывались выставками этого художника, а еще он, будучи приглашенным для международного арт-проекта «60 львов», раскрасил скульптуру льва, которая по итогам последующего аукциона заняла 2 место (уступив льву-лидеру — тот был покрыт сусальным золотом, что увеличивало финансовую стоимость).
На выставке — работы разных лет (в витрине — «Моя первая работа маслом»), очень разных сюжетов и самого разного настроения. Городские зарисовки, сельские виды (рядом на стене — и «хатки», и русские березки, и предгрозовые поля, почти как у Маковского), морские пейзажи, портреты (включая героев-клоунов из «Масок»), натюрморты…
Здесь увидишь и автопортрет ушедшего мастера, и, символично — картину с видом старого дома, которого уж нет в Одессе — сгоревшего Дома Руссова…
Здесь увидишь и автопортрет ушедшего мастера, и, символично — картину с видом старого дома, которого уж нет в Одессе — сгоревшего Дома Руссова…
Здесь увидишь и автопортрет ушедшего мастера, и, символично — картину с видом старого дома, которого уж нет в Одессе — сгоревшего в 2009 году «Дома Руссова»…
В одном зале с щедрым и масштабным, просто-таки «открыточным» видом украинской ярмарки — серия работ под названием «…и Он явился в мир…»: около четырех лет ушло на подготовку, осмысление, и краткий период (несколько месяцев) — на написание полотен. Мастер решился показать Библейские сюжеты не в «каноническом» виде (Лики), и не в почти гротескных преломлениях (контемпорари арт) — две частые крайности в подаче темы.
Художник не отступился от своего собственного творческого кредо: мы видим яркие цвета и цветы, которые он любил писать. Премьера серии состоялась на выставке в 2009 г. в Музее современного искусства Одессы.
Коллекция работ, составившая нынешнюю экспозицию, принадлежит супруге мастера, которая работает реставратором в музее. Работы нередко желают купить, однако они не продаются — это не только память об ушедшем художнике, но и прекрасное цельное собрание, которое стоит сохранять и показывать.
Выставка не оставляет равнодушными посетителей: незнакомые люди начинают общаться, обсуждая картины, к разговору подключаются смотрители музея…
«Самое главное признание — это живой интерес. Наибольшая награда — это когда твои работы не воспринимают равнодушно, у зрителя при виде них загораются глаза. Не быть интерьерным живописцем — вот что важно» — Вадим Кучер-Куцан.
Фото с выставки: О. Потехина
«Самое главное признание — это живой интерес. Наибольшая награда — это когда твои работы не воспринимают равнодушно, у зрителя при виде них загораются глаза. Не быть интерьерным живописцем — вот что важно» — Вадим Кучер-Куцан.
Фото с выставки: О. Потехина