Впервые в Национальном музее Вашингтона представлена к показу ретроспективная выставка легендарного Пьеро ди Козимо: Поэзия флорентийского Ренессанса. Это наиболее полное представительство подобного рода: более четырех десятков работ удивительного мастера эпохи, творившего 500 лет тому.
Венера, Марс и Амур
1486, 182×72 см
Экспозиция состоит из 44-х работ знаменитого мастера, созданных 500 лет тому назад. Среди них — масштабные полотна на мифологические, религиозные сюжеты и, конечно же, непревзойденные и известные всему миру портреты.
Сюжеты из классической мифологии во времена Ренессанса были очень популярными. В то время образованные люди интересовались античными текстами, и иметь полотно с мифологическим сюжетом считалось хорошим великосветским тоном. Можно даже сказать — модная тема!
Произведения Пьеро ди Козимо одухотворены внутренним светом и окутаны ощущением любви к окружающему миру. Такие переживания, наверное были где-то глубоко в сердце художника. Ведь его образ жизни открытым не назовешь. Во время работы, мастер никогда и никого не пускал в свою мастерскую, так что почти всю жизнь прожил взаперти, один на один со своими полотнами.
Желание сохранить первозданность природы в жизни и на полотнах у художника часто доходила до абсурда. Например, он яростно запрещал подстригать виноградник, который рос у его дома, тот буквально оплел своими ветвями все близлежащие предметы и стелился зеленым ковром прямо вокруг дома.
Во время прогулок художник наблюдал за окружающими животными и нередко с детской непосредственностью приходил в дикий восторг. За такое поведение его часто нередко безумцем.
Лесной пожар
1500-е
Мифологические полотна сейчас бы назвали «фентези». Но жизненные моменты поражают сильнее. К примеру, на полотне Пьеро ди Козимо «Смерть Прокриды» собака Лелап — это отдельный персонаж, выписанный так умело, что можно прочитать все его эмоции (буквально — «на морде написаны»): переживания за хозяйку и сочуствие. В этих деталях весь Пьеро ди Козимо!
Смерть Прокриды. Сатир, оплакивающий нимфу
1495, 65.4×184.2 см
Кроме природных объектов, Пьеро ди Козимо постоянно находил образы своих будущих полотен в облаках на небе или в причудливых узорах теней. Говорят, что страшное чудище на картине «Персей и Андромеда» он увидел в преломлениях света на стене своего дома.
Эта картина считается одной из лучших в его творчестве. В свое время она украшала роскошную гардеробную герцога Козимо ди Медичи.
Эта картина считается одной из лучших в его творчестве. В свое время она украшала роскошную гардеробную герцога Козимо ди Медичи.
Персей спасает Андромеду
1510-е
, 70×123 см
Вот более возвышенный и в то же время «земной» образ: Мария Магдалина в трактовке мастера прекрасна. Но и подтекст читается: светящееся во мраке лицо и каноническая поза, однако — легкая улыбка и кокетливо разбросанные волосы… И снова красноречивые детали стали ключевыми для восприятия произведения великого флорентийца.
Мария Магдалина за чтением
1495, 72×53 см
Кроме масштабных полотен на библейские и мифологические сюжеты, на выставке представлены многочисленные портреты. Все модели на полотнах смотрят куда-то в сторону или вниз, будто размышляя на философские темы…
Портрет
Симонетты Веспуччи написана в уже устаревшей для того времени манере — она предстает в образе Клеопатры. Супруга потомка морехода Америго Веспуччи, возлюбленная Джулиано Медичи, младшего брата флорентийского правителя Лоренцо Медичи, первая красавица флорентийского Ренессанса, прозванная Несравненной и Прекрасной Симонеттой (фр. La Sans Pareille, итал. La Bella Simonetta)… А также — муза и модель Боттичелли: помните «Рождение Венеры» и «Весну»? Она ушла в мир иной всего в 23 года, а спустя 34 года после ее смерти рядом с Симонеттой похоронили Боттичелли — так он завещал…
Портрет Симонетты Веспуччи
1480, 57×42 см
Во время написания картины Пьеро ди Козимо юной красавицы уже не было в живых, но ее образ продолжали воспевать художники и поэты Ренессанса. Невероятно интересно прослеживать такие параллели в жизни и творчестве художников одной эпохи!
…В ту же сторону (и ту же даль) обращен взор старика: это мебельных дел мастер и музыкант Франческо Джамберти, основоположник династии зодчих и ваятелей да Сангалло. Ноты — символ его занятия.
Произведения Пьеро ди Козимо — словно чувственная поэзия, воспевающая красоту мира и каждого его существа. Насладиться всей красотой Ренессанса представленной на выставке «Пьеро ди Козимо: Поэзия флорентийского Ренессанса» можно до 3 мая, по адресу: США, Вашингтон, 6th and Constitution Avenue.
Заглавная картина статьи — «Портрет Франческо Джамберти», около 1500 г.
Заглавная картина статьи — «Портрет Франческо Джамберти», около 1500 г.