29 января в Музее современного искусства Одессы открылась выставка работ Матвея Вайсберга «Стена Достоинства». Две серии работ разных лет — это и мотивы гравюр художника ХVI века Ганса Гольбейна Младшего, и работы, созданные во время драматических событий Майдана в Киеве, получивших название «Революция достоинства». Проект необычен и интересен — он уже частично был представлен в городах мира, и теперь выставлен целиком.
Выставка в Музее современного искусства Одессы объединяет две серии работ - две «Стены».
Презентация первой «Стены» состоялась в октябре в 2012 году в Национальном художественном музее Украины. Это 32 работы под названием «Сцены из Танаха». Работы выполнены в стиле так называемого «художественного арьергарда» по мотивам гравюр художника ХVI века Ганса Гольбейна Младшего.
Вторую «Стену» Матвей Вайсберг создал в 2014 году во время драматических событий Майдана в Киеве, получивших название «Революция достоинства».
Серия состоит из 28 полотен.
Серия состоит из 28 полотен.
Справка «Артхива»: Матвей Вайсберг (28 декабря 1958, Киев) — живописец, график, иллюстратор. На его счету - более 50 персональных и групповых выставок, в том числе в Киеве, Одессе, Берлине, Нью-Йорке и Лондоне.
Художник иллюстрировал книги Шолом-Алейхема, Э. Багрицкого, И. Бабеля, Г. Кановича, Х. Ортеги-и-Гассета, К. Г. Юнга, С. Кьеркегора, Достоевского, Йозефа Рота.
Живопись и графика М. Вайсберга хранится в музеях Киева, Вильнюса, Чикаго, Берлина и др., в собраниях частных коллекционеров многих стран мира.
В 2014 г., музей Магнес (Беркли, Калифорния) приобрел 12 работ Матвея Вайсберга.
Художник иллюстрировал книги Шолом-Алейхема, Э. Багрицкого, И. Бабеля, Г. Кановича, Х. Ортеги-и-Гассета, К. Г. Юнга, С. Кьеркегора, Достоевского, Йозефа Рота.
Живопись и графика М. Вайсберга хранится в музеях Киева, Вильнюса, Чикаго, Берлина и др., в собраниях частных коллекционеров многих стран мира.
В 2014 г., музей Магнес (Беркли, Калифорния) приобрел 12 работ Матвея Вайсберга.
Художник говорит: «Я начал писать в период перемирия. Почувствовал, что внутри накопилось много гнева, печали, надежды, боли… Острота ощущений требовала выхода».
(на фото: директор МСИО Семен Кантор, художник Матвей Вайсберг)
На открытии одесской выставки Матвей Вайсберг сказал: «Осуществилась моя мечта. И первую Стену, и вторую я выставлял неоднократно. Но вместе я их показываю впервые. Когда я делал первую стену, я имел в виду события, которые произошли, условно говоря, три тысячи лет назад. Меня подпитывал Иерусалим, Иудейская пустыня… Я взял за основу маленькие гравюры Гольбейна, размером 4,5×6 см., и увеличил их десятикратно — мои работы размером 45×60 см.
А вторую Стену я начал делать во время Майдана ровно год назад — 28 января и закончил 8 марта… Я хотел выставить обе Стены, но казалось, что все не ко времени. В прошлом году я стал художником-„передвижником“ — все время вожу вторую Стену по выставкам».
А вторую Стену я начал делать во время Майдана ровно год назад — 28 января и закончил 8 марта… Я хотел выставить обе Стены, но казалось, что все не ко времени. В прошлом году я стал художником-„передвижником“ — все время вожу вторую Стену по выставкам».
Матвей рассказывает, что вторую стену рисовал прямо «по горячему» — приходя с Майдана, чувствовал необходимость запечатлеть события «прямо сейчас».
В одном из интервью в ответ на вопрос о том, как поменялась его палитра, художник рассказывает: «Когда я начал писать, то понял, что моя палитра напоминает мне землю на Грушевского. Пепел, гарь покрышек, дым… Впервые за многие годы в ней появился красный цвет».
Матвей Вайсберг говорит, что понимает состояние Гойи, в котором он создавал свои «Черные работы», которые находятся в музее Прадо.
Действительно Стены отличаются не только сюжетно, но и палитрой. Сюжеты Танаха, несмотря на свою драматичность, написаны в светлых тонах, в некотором смысле канонизированы и озарены ангелами, которые присутствуют на некоторых из работ.
Действительно Стены отличаются не только сюжетно, но и палитрой. Сюжеты Танаха, несмотря на свою драматичность, написаны в светлых тонах, в некотором смысле канонизированы и озарены ангелами, которые присутствуют на некоторых из работ.
У второй Стены тоже есть свое название — Стена Достоинства. И это — эпохальная битва между добром и злом. И если в ней присутствует ангел, то это Ангел Смерти. Недаром художник говорит, что, закончив последнюю, 28-ю работу, расплакался, и это не был катарсис — напряжение не отпускало.
Стена Достоинства выставлялась в Киеве, Лондоне, некоторые элементы — в Берлине, Нью-Йорке, Лос-Анжелесе, в будущем предполагаются выставки в других городах США, Италии, Украины.
Выставка в Музее современного искусства Одессы продлится до 28 февраля.
Выставка в Музее современного искусства Одессы продлится до 28 февраля.
Инна Лостман