До конца недели, 8 февраля в лондонской галерее Тейт Модерн
открыта ретроспектива «Алиби», одного из наиболее узнаваемых представителей постмодернизма — Зигмара Польке. Экспозиция привлекает внимание арт-общественности не только количеством представленных работ художника — от картин, личных записей и скульптур до фотографий и фильмов, — но и рядом «премьер». Именно на этой выставке ряд впечатляющих работ представлен впервые.
Настолько полная экспозиция работ легендарного немецкого художника представлена в Лондоне впервые, и с момента открытия в октябре прошлого года, она уже успела завоевать славу «сенсационной».
Экспозиция составлена таким образом, чтобы не только раскрыть все многообразие творчества Зигмара Польке, но и поставить яркий акцент на основной теме с которой работал художник — теме «общества потребления». Именно работы и этого цикла и прославили художника в 1960-х годах прошлого века.
Потом ставший «актуальным» неординарный художник «социальной» линии из вида не терял: он обращается к темам наркотиков, путешествий и революции нравов в 1970-е.
За работу «Котел алхимика» в 1986 году жюри Венецианской Биеннале присудило художнику Золотого Льва. Впечатляющая работа представляла собой абстрактную композицию, краски которой менялись в зависимости от освещенности, времени суток, влажности и температуры воздуха, количества зрителей в помещении.
Великий экспериментатор, Зигмар Польке использовал для создания своих работ абсолютно все материалы, которые только можно было найти. Часто совсем непривычные средства для искусства в руках художника оживали и создавали ту неповторимость и оригинальность, за которую художника признал этот безумный, безумный мир.
Например, каким образом, на ваш взгляд, можно использовать метеоритную пыль и золото, сажу и уран, или облечь искусство в форму от блокнота до масштабной живописной работы?! Интересно? Добро пожаловать в мир преображений Зигмара Польке!
Мао. 1972 Синтетический полимерная краска на узорной ткани. 373,5×314 см
Мао. 1972 Синтетический полимерная краска на узорной ткани. 373,5×314 см
Экстравагантный художник любит экспериментировать не только при создании своих работ, но и в представлении их публике.
Так, на одной из выставок в Дюсельдорфе, несколько картин были размещены прямо на полу изображением вниз, а зрителям сам автор закрыл вход решеткой, на которой весел плакат «Искусство делает свободным». Прессе свой перформанс Польке объяснил так: «Картины тоже обижаются, если на них никто не смотрит».
Без названия, 1973
Неординарный взгляд на мир сформировался у немецкого художника совсем не радужными событиями из детства. Зигмар Польке родился в 1941 году в ныне польской, а тогда германской Силезии, из-за чего семья долго скиталась в поисках безопасного места жительства. Сделав остановку в Германии, судьба словно все время подталкивала юношу к художественным экспериментам: сначала он работал в мастерской росписи по стеклу, а потом оказался в Дюссельдорфской академии художеств, одном из главных центров «Флюксуса» — интернационального движения художников-анархистов.
Зарядившись художественным свободомыслием, Польке заводит дружбу с Герхардом Рихтером, Вольфом Фостеллем и Конрадом Люгом, и вместе они создают «капиталистический реализм». Поначалу квази-направление не имело четкого определения и носило в себе элементы поп-арта, марксистской фразеологии и соцреалистических стереотипов. Звучит громоздко? Тогда смотрите!
Любители ІІ, 1965
Непревзойденный экспериментатор, обладающий, к тому же, особым чувством юмора и неординарным восприятием мира, Зигмар Польке является одним из самых интересных художников нашего времени.
Публика ловит последние шансы на интригующую и «полномасштабную» встречу с его работами в Лондоне на выставке «Алиби» до 8 февраля, в галерее современного искусства Тейт Модерн
в Лондоне, по адресу: Bankside, SE1 9TG