«Тот самый» изобретатель Сэмюэль Морзе поначалу прославился как отличный художник, и один из итогов его изучения изящных искусств в Париже — полотно с изображением зала Лувра. Эпохальная картина с 40 шедеврами — «вещь в себе», — отправляется на гастроли по 9 городам Америки.
Сэмюэль (Сэмюэл) Финли Бриз Морзе (Samuel F. B. Morse, 1791−1872) с детства подавал надежды как отменный рисовальщик. В колледже он не только «украшал» от скуки парты, но и кое-что зарабатывал от продажи своих рисунков: изображенные на них однокашники и учителя не обижались, а были польщены.
Первые живописные опыты также были удачными: картина о первых поселенцах Америки — «Прибытие пилигримов», — понравилась самому В. Олстону, которого современники называли «американским Тицианом».
Первые живописные опыты также были удачными: картина о первых поселенцах Америки — «Прибытие пилигримов», — понравилась самому В. Олстону, которого современники называли «американским Тицианом».
Тот и уговорил родителей талантливого юноши не неволить его на месте клерка в книжном издательстве, а отпустить в Лондон учиться живописи. Морзе занимался в Королевской академии искусств у известного художника, профессора Б. Уэста.
В 1813 г. картина Сэмюэля Морзе «Умирающий Геркулес» получает золотую медаль на выставке в Лондонской академии художеств, в 1815 году художник возвращается домой, в Бостон, и выставляет картину «Суд Юпитера». Что ж, сюжет высокий, мастера признали, но заказов не дают. Тогда их стоит поискать: путешествуя по Северу и Югу, Морзе пишет портреты на заказ, и вполне удачно. Спустя год цена его работы достигает 60 долларов (тогда корову можно было купить за 10), и он мог писать по 4 портрета в неделю.
В 1813 г. картина Сэмюэля Морзе «Умирающий Геркулес» получает золотую медаль на выставке в Лондонской академии художеств, в 1815 году художник возвращается домой, в Бостон, и выставляет картину «Суд Юпитера». Что ж, сюжет высокий, мастера признали, но заказов не дают. Тогда их стоит поискать: путешествуя по Северу и Югу, Морзе пишет портреты на заказ, и вполне удачно. Спустя год цена его работы достигает 60 долларов (тогда корову можно было купить за 10), и он мог писать по 4 портрета в неделю.
К 1818 году художинку удалось накопить 3000 долларов — впору и жениться: с Лукрецией Уокер Морзе уже был два года как обручен. У супругов родились дети, хотя судьба разлучила Сэмюэля с Лукрецией ох как рано…
Развивая свои художественные интересы наряду с научно-техническими, в 1826 году Морзе основал «Национальную академию дизайна». Ее задачами было выявление и продвижение талантливых художников, ну, а «отец-основатель», разумеется, был председателем Академии. Именно в этой роли он и отправляется в Париж в 1829 году с просветительской миссией. Посещает Лувр и делает копии работ, чтобы американцы смогли составить представление о европейской живописи. Тяжела была жизнь в «доэлектронную эпоху» — вместо качественных полновесных фоторепродукций — кропотливый труд художника!
Собственно, к этому периоду жизни и творчества Морзе и относится полотно «Галерея Лувра» размером 2 на 3 м. Возможно, истинная цель поездки была такова: создать масштабное полотно, которое принесет и финансовый успех. Ведь картину можно будет показывать публике, которая получит на одном полотне — несколько десятков шедевров европейских мастеров! Работа над затеей заняла почти весь 1831 год в Париже, и еще больше года ушло на окончание работы уже дома, в Нью-Йорке. К слову, подружившись с изобретателем Луи Дагером, часть изображений мастер привез в Америку на пластинах — дагерротипах.
Гадалка
1590-е
, 99×131 см
В общем, как принято писать, «автор проделал большую работу». Шутка ли — более 40 работ на одной картине, включая шедевры Леонардо, Рафаэля, Тициана, Веронезе, Рембрандта, Рубенса, Мурильо и других мастеров. Конечно, на самом деле в Париже все эти работы находятся в разных залах музея, а не в одном Квадратном салоне, и, если говорить о масштабах, то и размеры работ гораздо больше. Да и обивка зала была зеленой, но художник посчитал «теплый» фон более выигрышным. Немого вымысла художественной правде не помешало!
Как и посетители вымышленного «почти Лувра»: встречайте самого Морзе с дочкой (на первом плане — смотрите деталь), отдельно за столиком — возможно (искусствоведы спорят), покойную супругу художинка. А также его соседа по комнате в Париже, соотечественника и художника Ричарда Хабершема, скульптора Горацио Грино, и… Фенимора Купера с супругой и дочерью!
Дело в том, что знаменитый писатель вроде бы проявлял интерес к замыслу художника, мог и картину купить. Однако этого не произошло, еще и критики были не в восторге: и затея вторична после картины Дэвида Тенирса, и Джоконда что-то не удалась. Публика на платный просмотр чудо-калейдоскопа искусства тоже не ломилась. Так что, может именно эта «неуспешная» картина и сыграла решающую роль в изобретении телеграфа! Огорченный Морзе целиком отдался своему увлечению наукой.
Эрцгерцог Леопольд Вильгельм в своей картинной галерее в Брюсселе
1651, 104.8×130.4 см
Ну, а мы возвращаемся к «Галерее Лувра»: не картина, а целый срез истории, плюс масса привлекательных «обрамляющих» фактов! Неудивительно, что гастролям этой работы Морзе придают большое значение, и мечта самого Морзе все-таки сбылась. Уж теперь-то публика не капризничает, охотно отстаивая очередь в кассу за билетами.
Место первой экспозиции в Сан-Марино, пригороде Лос-Анджелеса, — более чем достойное. Библиотека, художественное собрание и ботанические сады Хантингтона — научный и образовательный центр на базе виллы миллионера Генри Хантингтона в Сан-Марино, одном из пригородов Лос-Анджелеса.
Место первой экспозиции в Сан-Марино, пригороде Лос-Анджелеса, — более чем достойное. Библиотека, художественное собрание и ботанические сады Хантингтона — научный и образовательный центр на базе виллы миллионера Генри Хантингтона в Сан-Марино, одном из пригородов Лос-Анджелеса.
Ну, а с 23 января до 18 апреля 2016 г. «весь Лувр» гостит в музее американского искусства Crystal Bridges в Бентонвилле, штат Арканзас.
В настоящее время полотно принадлежит организации Terra Foundation for American Art — бизнесмен и коллекционер Терра основал Фонд, который занимается просветительскими целями и показывает миру работы из коллекции, делая их отнюдь не «терра инкогнита» для публики. В общем, встречайте Морзе — художника, его уже знаменитую и недавно отреставрированную картину, и считайте, что мы вам телеграфировали! Срочно в номер тчк
Огласите весь список ! Азбука искусства Морзе
Картины, которые изображены на полотне «Галерея Лувра»
Веронезе — Брак в Кане Галилейской
Веронезе — Несение креста
Клод Жозеф Верне — Пристань в полнолуние
Леонардо да Винчи — Мона Лиза
Тинторетто — Автопортрет
Жан-Батист Гюисманс — Пастух в лесу
Антонис ван Дейк — Портрет знатной дамы с дочерью
Антонис ван Дейк — Иисус и блудница
Антонис ван Дейк — Портрет художника Яна Геррита ван Бронхорста
Жан Жувене — Снятие с креста
Симоне Кантарини — Отдых на пути в Египет
Караваджо — Гадалка
Антонио Аллегри ди Карреджо — Мистическое обручение святой Екатерины
Эсташ Лесюер — Несение креста
Клод Лоррен — Морской порт в закатных лучах
Пьер Мигнарт — Дева с виноградной гроздью
Мурильо — Непорочное зачатие
Мурильо — Маленький нищий
Мурильо — Святое Семейство с Иоанном Крестителем и Святой Елизаветой
Харменс ван Рейн Рембрандт — Портрет пожилого человека
Харменс ван Рейн Рембрандт — Архангел Рафаил покидает семейство Товита
Гвидо Рени — Похищение Деяниры
Гвидо Рени — Союз пропорции и цвета
Рубенс — Бегство Лота с дочерьми из Содома
Рубенс — Скифская царица Тамирис и голова Кира
Рубенс — Портрет Сюзанны Фоурмен
Никола Пуссен — Зима Всемирного потопа
Рафаэль Санти да Урбино — Мадонна с младенцем и Святым Иоанном Крестителем
Сальватор Роза — Скалистый пейзаж с охотником и воином
Девид Тенирс Младший — Точильщик
Тициан — Христос в Эммаусе
Тициан — Портрет Франциска 1, короля Франции
Тициан — Погребение Христа