Известный роcсийский галерист Марат Гельман создает в Черногории грандиозный арт-центр. Напомним, недавно ряд СМИ сообщили, что Гельман покинул Москву и в январе приступил к работе над новым проектом в Будве. Впрочем, в более раннем интервью Марат заявлял, что в России сотрудничать с государством уже стыдно. О подробности нового проекта и новой жизни «Артхив» расспросил у самого мэтра.
— Марат Александрович, почему все-таки Черногория, а не Берлин или Нью-Йорк?
— Как и все в моей жизни Черногория — случайность. Я уже год думал, что надо на время уехать из России. Мысли были про Берлин, но стечение обстоятельств сложилось в пользу этого проекта. В Черногорию пригласил Нэйл Эмильфарб, глава компании Dukley. Предложил вначале возглавить культурный департамент компании, занимающейся девелопментом элитного сегмента в Черногории. Возглавлять было нечего, и потом стало быстро понятно, что невозможно сделать проект, касающийся одной компании… И даже одного города (активность Дюкли сконцентрирована в Будве) — надо менять культурную жизнь страны. Вначале я думал создать «новую культурную политику», как я делал это для Перми, а потом и для других крупных городов, но очень быстро стало понятно, что в Черногории основная проблема — не стратегия (понимание), а реализация (умение). Отсюда родился проект. Этот проект — именно для Черногории. В другой стране он был бы другим.
— Что является основой проекта?
— Проект станет опираться на всю культурную инфраструктуру страны и первые два года своего пространства иметь не будет. Собственно, стоит задача активизировать художественную жизнь так, чтобы появился смысл в новых частных проектах. Мы будем также претендовать на статус «центра русского культурного зарубежья» и содействовать культурной интеграции русской диаспоры в Черногорскую жизнь.
— И что это означает и дает Черногории?
— Предполагается, что культурный центр работает по определенной логике, где каждый год делается акцент на вхождение Черногории в мировое культурное пространство. Первый год — Москва (точнее, пост-советсоке пространство), второй год — Берлин (вся Европа), третий год — Нью-Йорк (это вообще «терра инкогнита» — Европа потеряла культурные связи с Америкой из-за политики и у нас есть шанс заново «открыть Америку»). Через три года попадаем в новую ситуацию, у нас появляются новые возможности, новые обстоятельства, - значит, будем делать новый проект.
— Марат Александрович, а какие пути для выстраивания связей в таком проекте вы видите?
— Знаете, ситуация в России и в Украине позволяет рассчитывать на участников из постсоветского пространства. Они не просто «легки на подъем», а буквально рвутся в бой. И, кроме того, туризм — это сфера, во многом завязанная на культуре, а здесь это главное. А еще, знаете, мне просто верят после опыта Перми.
— Вы неоднократно говорили о роли случайности в вашей жизни. Этот проект стал исключением?
— Нет. Подарки судьбы имеет место и здесь. Смотрите, во-первых, несколько лет тому назад власти решили «подарить» Марине Абрамович бывший завод холодильников. Рэм Колхас сделал проект огромного, в 70 000 кв.м., культурного кластера, и… на этом все остановилось. Такое ощущение, что они знали заранее о моем приходе! Затем, и во-вторых, Дюклей зачем-то купило в Которе бывшее морское пароходство. Я работал в Перми на Речном Вокзале. Это еще одно совпадение: пароходство (здание) отдали мне под арт-резиденцию!
— В Россию думаете возвращаться?
— Очень надеюсь, что в этот раз морок в России ненадолго, и я вернусь. Вернусь с новыми «компетенциями».
— Спасибо за интервью и пусть Вам сопутствует удача!
— Как и все в моей жизни Черногория — случайность. Я уже год думал, что надо на время уехать из России. Мысли были про Берлин, но стечение обстоятельств сложилось в пользу этого проекта. В Черногорию пригласил Нэйл Эмильфарб, глава компании Dukley. Предложил вначале возглавить культурный департамент компании, занимающейся девелопментом элитного сегмента в Черногории. Возглавлять было нечего, и потом стало быстро понятно, что невозможно сделать проект, касающийся одной компании… И даже одного города (активность Дюкли сконцентрирована в Будве) — надо менять культурную жизнь страны. Вначале я думал создать «новую культурную политику», как я делал это для Перми, а потом и для других крупных городов, но очень быстро стало понятно, что в Черногории основная проблема — не стратегия (понимание), а реализация (умение). Отсюда родился проект. Этот проект — именно для Черногории. В другой стране он был бы другим.
— Что является основой проекта?
— Проект станет опираться на всю культурную инфраструктуру страны и первые два года своего пространства иметь не будет. Собственно, стоит задача активизировать художественную жизнь так, чтобы появился смысл в новых частных проектах. Мы будем также претендовать на статус «центра русского культурного зарубежья» и содействовать культурной интеграции русской диаспоры в Черногорскую жизнь.
— И что это означает и дает Черногории?
— Предполагается, что культурный центр работает по определенной логике, где каждый год делается акцент на вхождение Черногории в мировое культурное пространство. Первый год — Москва (точнее, пост-советсоке пространство), второй год — Берлин (вся Европа), третий год — Нью-Йорк (это вообще «терра инкогнита» — Европа потеряла культурные связи с Америкой из-за политики и у нас есть шанс заново «открыть Америку»). Через три года попадаем в новую ситуацию, у нас появляются новые возможности, новые обстоятельства, - значит, будем делать новый проект.
— Марат Александрович, а какие пути для выстраивания связей в таком проекте вы видите?
— Знаете, ситуация в России и в Украине позволяет рассчитывать на участников из постсоветского пространства. Они не просто «легки на подъем», а буквально рвутся в бой. И, кроме того, туризм — это сфера, во многом завязанная на культуре, а здесь это главное. А еще, знаете, мне просто верят после опыта Перми.
— Вы неоднократно говорили о роли случайности в вашей жизни. Этот проект стал исключением?
— Нет. Подарки судьбы имеет место и здесь. Смотрите, во-первых, несколько лет тому назад власти решили «подарить» Марине Абрамович бывший завод холодильников. Рэм Колхас сделал проект огромного, в 70 000 кв.м., культурного кластера, и… на этом все остановилось. Такое ощущение, что они знали заранее о моем приходе! Затем, и во-вторых, Дюклей зачем-то купило в Которе бывшее морское пароходство. Я работал в Перми на Речном Вокзале. Это еще одно совпадение: пароходство (здание) отдали мне под арт-резиденцию!
— В Россию думаете возвращаться?
— Очень надеюсь, что в этот раз морок в России ненадолго, и я вернусь. Вернусь с новыми «компетенциями».
— Спасибо за интервью и пусть Вам сопутствует удача!