До 8 февраля 2015 года в Москве, в галерее ARTSTORY проходит самая масштабная ретроспектива настоящего патриарха русской живописи Моисея Фегина «Неистовый Орфей». Он был «последним учеником, вошедшим в „Бубновый валет“», и на картинах — Арлекин, Чарли Чаплин, Дон Кихот, Скрипач… В экспозиции — живопись и рисунки начиная с 1920-х годов и заканчивая 2007 годом! Художник прожил 103 года и работал до последних дней, и его отметили в Книге рекордов Гинесса как «самого старого работающего художника планеты».
Выставка «Неистовый Орфей» — настоящее открытие не только для поклонников Моисея Фегина, но и для искусствоведов и всех желающих познакомиться с подлинной историей русского авангарда. Ну, а для тех, кто хорошо знаком с творчеством художника — подготовлена целая коллекция полотен, которые выставляются впервые!
Песнь Солнцу
XX век
Последний пассажир авангарда
Свой творческий путь Моисей Фейгин начал в 1920-е годы, с учебы в высшей художественной мастерской. Там его друзьями были лучшие представители новаторского искусства. И, как пассажир уходящего поезда, именно Фейгин запрыгнул в последний вагон модного объединения «Бубновый валет». Его наставниками и друзьями были Аристарх Лентулов, Артур Фонвизин, Роберт Фальк, Надежда Удальцова, а учителями Александр Осьмеркин и Любовь Попова.
Арлекин с Коломбинами
XX век
От соцреализма обратно к авангарду
Моисей Фейгин сложно переживал эпоху советского соцреализма, его творчество этого периода разделилось на два направления: первый — «портретный цех госзаказа» и второй — «для души». Многие его работы тех времен не сохранились: пришла война, художник ушел в армию, а его дом был разграблен и полотна уничтожены.Поворотным событием в его творчестве стала выставка американских художников в 1956 году. После посещения экспозиции с новаторскими сюжетами, темами и техниками Моисей Фейгин будто бы проснулся после долгого сна и снова стал возвращаться к авангарду.
Общение с «хулиганами» авангарда, как часто они сами себя называли, не прошло для художника даром. Он пишет смелые образы Смерти, Христа, Чаплина и Дон Кихота. А среди его собственных героев-образов — Арлекин и Маленький художник.
Сам художник говорил о своих темах так: «Я очень хотел бы написать весёлую картину, но у меня ничего не получается».
Картина «Орфей» 1979 год.
«Халтура моя была — политический портретист, — вспоминал он. — Я писал, например, для дома на Котельнической набережной четырехэтажную голову Сталина. Я был главный мастер в группе. Это очень тяжелая работа. Представляете себе — глаз с полтора окна? Мы его рисуем, а как он выглядит — черт его знает. И мне приходилось забираться пешком на 29-й этаж и сверху смотреть на расстеленный во дворе портрет
. Страшно было — я выходил на самый край строящегося дома… Сверху смотришь на холст, запоминаешь — где светлей, где темней — вот так работали, тоже зарабатывали деньги».
Признание «неофициальной части» творчества Моисея Фейгина все же последовало. С 90-х годов проводились персональне выставки художника в таких «солидных» арт-пространствах, как Третьяковская галерея, ГМИИ им. Пушкина, Центральный дом художника и др. Так что в настоящее время наследие мастера разошлось по известным частным и музейным коллекциям.
Дон Кихот и Санчо Панса
1990, 50×69 см
Свои чуть ли не самые новаторские авангардные работ художник написал в возрасте старше 100 лет! Что ж, понятие «творческая зрелость» обретает истинный смысл.
Музыка
1991, 84×107 см
Посмертная ретроспектива Моисей Фейгина «Неистовый Орфей» проходит в московской галерее ARTSTORY, до 8 февраля 2015 года по адресу: Москва, Старопименовский переулок, дом 14.