Без откушенного уха, воспоминаний о буднях в психиатрической клинике и прочего сопутствующего безумия. Хранители музея Ван Гога в Амстердаме избавляются от шаблонов! Инициаторы галерейной пертурбации экспериментируют с новым имиджем художника, пытаясь рассказать его историю без лишних драм и ориентируясь на искусство, а не на печальные страницы биографии. Преобразили и пространство, и в итоге — рекордные более 1.6 миллиона посетителей за год! Чем же они так впечатлены?
Творчество без интриг
Новая постоянная экспозиция представляет более сбалансированное жизнеописание голландского гения. Реорганизации коллекции, которая теперь включает в себя 200 картин, 500 рисунков и 900 писем Ван Гога, — первый подобный прецедент за последние 25 лет жизни музея. Сегодня самые известные творения гения, такие как Подсолнухи (1889), представлены здесь вместе с посланиями художника и работами его коллег. Благодаря этому зрители могут воспринимать творчество автора в новом, более широком контексте, отбросив традиционно навязываемые мысли о том, что он был социопатом и писал в тотальной изоляции.
Ухо ни при чем
Часто драматические события в личной жизни Ван Гога в сознании общественности затмевают его наследие. Так, эпизод с отрезанным ухом, в отличие от многих поистине потрясающих работ живописца, известен каждому школьнику. Этому активно способствуют представители поп-культуры, снимая художественно-биографические фильмы наподобие известной «Жажды жизни». При этом, сегодня бытует мнение, что Гоген мог запросто лишить своего друга уха во время драки, и что сам Ван Гог был убит, а не покончил с собой, как принято считать.
Хотя родина голландца — городок Грот-Зюндерт, именно в Амстердаме находится самая большая коллекция его работ, включающая более 200 полотен.
В фильме «Жажда жизни» по одноименному роману Ирвинга Стоуна, художник убивает себя после завершения картины «Пшеничное поле с воронами». Сцена заставляет зрителей ошибочно верить, что холст является его лебединой песней. Хотя, по версии многих ученых, последней работой Ван Гога нужно считать «Корни деревьев», написанную в 1890 году и состоящую из двух квадратов.
И еще одна хорошая новость для противников столпотворений в музейных холлах: если раньше картины Ван Гога концентрировались на первом этаже, вызывая бешеный ажиотаж, в то время, как верхние этажи с картинами других художников практически пустовали, то сегодня наиболее популярные музейные экспонаты равномерно распределены по всем залам.
Стены также сменили цвет на более светлые тона.
Автопортрет
1887, 41×32.5 см
Как найти: Амстердам, Paulus Potterstraat 7
Время работы: ежедневно с 10:00 до 18:00, по пятницам: с 10:00 до 22:00.
Время работы: ежедневно с 10:00 до 18:00, по пятницам: с 10:00 до 22:00.