Школьники и студенты разбирали мусор, который в XIX веке насыпали под пол Георгиевского собора Свято-Юрьева монастыря в Великом Новгороде, во время реставрации. Кто-то нашел осколок штукатурки с ликом богоматери. А потом еще и еще: лица, уши носы, бороды, короны, надписи… Руководивший летней экспедицией доктор искусствоведения, археолог-славист Владимир Седов, объявляя теперь о находке фресок первой половины XII века, и не думает скромничать: найденный материал изменит представления ученых о ранней древнерусской живописи. Попросту говоря, придется переписывать учебники — столь значительна находка и столь редка, уникальна обнаруженная живопись.
Георгиевский собор в Новгороде Великом построили по указу киевского князя Мстислава Владимировича, сына Владимира Мономаха. Заложили его в 1119-м году. Закончили строительство в 1130-м: к тому моменту на стены уже были нанесены фрески, которые нашли сейчас и которые сбили со стен, превратив в мусор, в 1820-х — тогда проводилась реставрация и захотелось чего-то свеженького. Снаружи храм обрастал землей, поэтому, чтобы ливневые воды не затекали в помещение, пол раз в триста лет поднимали. Повышая его уровень в очередной раз, пустоты заполнили осколками фресок — ценнейших и по тем временам.
Организовать раскопки было непросто: ведь собор — действующий храм. Однако они случились. Работали преимущественно школьники и студенты, во главе с небольшим отрядом ученых.
Тысячи осколков никто и не надеялся обнаружить, хоть о существовании старых фресок знали: кое-где в интерьере собора сохранились фрагменты. Вот один из них:
Организовать раскопки было непросто: ведь собор — действующий храм. Однако они случились. Работали преимущественно школьники и студенты, во главе с небольшим отрядом ученых.
Тысячи осколков никто и не надеялся обнаружить, хоть о существовании старых фресок знали: кое-где в интерьере собора сохранились фрагменты. Вот один из них:
Кроме осколков с ликами святых, орнаментами, фрагментами одежд, археологи нашли в «мусоре» граффити, сообщающее о смерти двух юных князей в конце XII века и архиепископа Антония — в XII-м. Этот памятник — сокровище для филологов.
Владимир Седов говорит, что искусствоведам понадобятся годы, чтобы собрать осколки в большие фрагменты и описать эти редчайшие образы домонгольской древнерусской живописи.
Фото с раскопок: kommersant.ru (снимки Владимира Седова), news.novgorod.ru
Фото с раскопок: kommersant.ru (снимки Владимира Седова), news.novgorod.ru