Уничтожение подлинной работы неумелой энтузиасткой в Испании вот уже два года — притча во языцах не только искусствоведов, но и интернет-публики. Однако история обезображенной стараниями Сесилии Гименес фрески получает неожиданно счастливое продолжение. Нет, фреску пока не восстановят. Но нынешнее положение вещей обязывает вспоминать и Уорхолла, и Борхеса.
В 2012 году 80-летняя Сесилия Гименес (Cecilia Gimenez) — прихожанка церкви городка Борха (рядом с г. Сарагоса) сказочно преобразила фреску Ecce Homo («Се человек»), созданную в 1910 году. Ее «отреставрированная» версия изображения Иисуса Христа авторства художника Элиаса Гарсиа Мартинеса на одной из колонн здания церкви сначала вызвала шквал возмущения, потом — интернет-«мемов», и, наконец, восторгов.
Объект уже называют «пушистым Иисусом», и к нему стремятся издалека если не паломники, то адепты масс-медиа и жертвы поп-арта.
Объект уже называют «пушистым Иисусом», и к нему стремятся издалека если не паломники, то адепты масс-медиа и жертвы поп-арта.
В захолустном городке за 2 года побывало 150 тысяч туристов, изрядно обогативших городскую казну. Так что теперь к робкому хору арт-поклонников Сесилии, которые уверяют, что ее «творение» — предмет актуального искусства, присоединились и сограждане. Футболки, местные вина, мелкие сувениры — лишь часть туристического предложения Борха. Так и хочется сказать «Борхеса» — история ведь иронично — современно-мистичная. Вполне можно вывести какую-то мораль! Ну, или же извлечь выгоду: Сесилия Гименес всерьез претендует на часть финансового пирога — деньги она хотела бы потратить… на благотворительность!
А мы снова задумываемся о странностях человеческого восприятия, методах и парадоксах Энди Уорхолла и о силе «пиара». Не особо шедевральная и не слишком уж старинная работа почти неизвестного автора становится всемирно знаменитой лишь после анекдотической «реставрации». Ну просто «Мать Уистлера» в обработке мистера Бина!
В общем, мы немного опасаемся за другие фрески: вдруг энтузиасты в других непопулярных местечках начнут «улучшать» старинные работы в угоду туристической выгоде?
В общем, мы немного опасаемся за другие фрески: вдруг энтузиасты в других непопулярных местечках начнут «улучшать» старинные работы в угоду туристической выгоде?