Московский союз художников представил персональную выставку Сергея Ивановича Смирнова, известного продолжателя традиций русской реалистической школы. Картины — словно открытки из прошлого: о них мы поговорили с художником. Времена, нравы и немного ностальгии — приглашаем на вернисаж и устраиваем душевное «арт-чаепитие», с беседой.
Москва праздничная, Москва купеческая, зимние гулянья, церкви, белый снежок и раздолье… Казалось бы, эти сюжеты, этот сказочный мир Руси остался далеко позади — «Москва златоглавая, звон колоколов»… Все это — в эпохе Кустодиева, Васнецова, Юона, Рериха, в дореволюционной России. Однако и в наши дни можно встретить живописные сюжеты, и разглядеть лицо Москвы нарядной и улыбчивой, далекой от пробок, эмигрантов и политических митингов. Конъюнктура, тема в духе времени? Но мастер пишет свои сюжеты не одно десятилетие, и делает это от души.
Кстати, реалистическое искусство на сегодняшний день остается наиболее востребованным сегментом в широких слоях коллекционеров. Народ просит не хлеба и зрелищ, а красоты и живописности. Так что при всем шуме «совриска» носители классической школы живописи, свободно владеющие профессиональным мастерством, по-прежнему привлекают внимание публики.
Сергей Иванович Смирнов на вернисаже — персональная выставка.
Сергей Иванович Смирнов — профессор Суриковки, заслуженный художник России, московский живописец, тот самый продолжатель традиций русской реалистической школы. Мастер листает страницы истории, изображает сюжеты, близкие его душе. «Утро в пекарне», «Зимнее московское утро»… Мастер любит занимающийся день, солнечный свет, радость. Темные гнетущие бури, ночные блики луны — не герои его картин. Уютный «Сочельник. Час первой звезды», «Автопортрет» на фоне старой Москвы…
Сергей Смирнов «На Оке». 2009.
Разглядываем картины цикла «Москва праздничная», «Северная серия»: столица Руси и жизнь северных деревень — две обширные темы в творчестве Сергея Смирнова. И расспрашиваем художника о картинах: какими мыслями он желает поделиться со зрителями, создавая идиллические виды?
Сергей Смирнов «Дыхание минувшего века». 1998.
Художник о Москве праздничной и Москве "пластиковой": тема родом из детства
— Картины, составляющие историческо-бытовой цикл о Москве родились ещё из детских впечатлений. Московская средняя художественная школа, где мы «постигали азы искусства», находилась напротив Третьяковки. Вот мы школьниками и бродили по тогда ещё жилому Замоскворечью с альбомчиками! А если говорить о моих картинах, то я не могу впрямую назвать их ни циклом, ни историческими. И даже «жанром» не могу назвать: ведь это не буквально «история», а то, как история нашей бытовой жизни отражается, представляется в памяти.
…Ходишь по «достопримечательным местам» и как бы вспоминаешь-представляешь, какая жизнь была здесь. Сейчас Москва становится по-типовому нарядная — этакий мегаполис с пластиковым оттенком! И мы наряжаем ее нехарактерными (исконными) чертами, которые должен бы иметь город с такой богатой историей. Редкие вкрапления старой Москвы уже не создают городского ансамбля. В старом городе практически не осталось жизни с цветами за вымытыми стёклами, с бельём во дворах. А мне хотелось увидеть кипение жизни в знакомых, узнаваемых местах!
…Ходишь по «достопримечательным местам» и как бы вспоминаешь-представляешь, какая жизнь была здесь. Сейчас Москва становится по-типовому нарядная — этакий мегаполис с пластиковым оттенком! И мы наряжаем ее нехарактерными (исконными) чертами, которые должен бы иметь город с такой богатой историей. Редкие вкрапления старой Москвы уже не создают городского ансамбля. В старом городе практически не осталось жизни с цветами за вымытыми стёклами, с бельём во дворах. А мне хотелось увидеть кипение жизни в знакомых, узнаваемых местах!
- Вообще, к московским картинам я не сразу подступился: сначала меня повлекло на Русский Север. Именно там я чуть-чуть «зацепил» черты прежнего, подлинного уклада жизни, который стремительно уходил вместе с последними стариками. Так что это всё переплелось: и боль за уходящий уклад жизни в северной деревне, и попытки наполнить московский пейзаж
достойным его сюжетом в картинах о старой Москве.
"Ярмарка в престольный день"
- Ярмарка в престольный день — это эскиз картины, написанной по заказу в 1990 году: тогда готовилась выставка к юбилею Рязани. Здесь изображено богатое село Ижевское в Рязанской губернии, которое находится на границе степной и лесной зоны. Там исстари изготавливали разнообразные бочки и отправляли их по рекам в Астрахань для селедки, также везли обозами в Крым, в Бессарабию для вина. Поэтому в колорите картины присутствуют краски и рязанского костюма, и местных художественных промыслов. Интересно, что этот эскиз, а затем и картина впервые были показаны именно в этом зале на 1-й Тверской-Ямской, где собирался совет Художественного фонда. И вот она вновь, почти через четверть века, экспонируется здесь.Сергей Смирнов «Зимнее гуляние». 1996.
- «Зимнее гулянье» — это Москва, Большая Полянка. На картине изображена торговая площадь перед храмом святителя Григория Неокесарийского, причем я писал её «по памяти» с остатками прежней окраски, которая выделяла и подчеркивала сохранившиеся чудные изразцовые декоры Степана Полубеса, в нынешней окраске малозаметные.
Сергей Смирнов «Сочельник. Час первой звезды». 1997.
"Мое окно"
- Картина «Сочельник. Час первой звезды» - это моё окно. Я долго не мог подступиться к этой теме: наблюдал за разными состояниями в окне. Захотелось передать состояние ожидания Праздника. Сочельник - это состояние вечное, тайна! Начал писать гуашью, потому что маслом трудно передать это ощущение. Вещь, написанная маслом, более осязаемая; водяная краска лучше позволяет передать вневременность. Эти параллели я провел из-за техники. Потом попробовал повторить эту картину маслом, и, по-моему, она вышла другая.Сергей Смирнов «Зимнее московское утро». 2004.
"Замоскворечье меня не отпускает"...
— Начинающийся день Москвы… Есть два варианта этой темы, и оба представлены в экспозиции выставки: «Москва. Звенит, занимается день» и «Зимнее утро в Москве». На первой — это взгляд в прошлое, на второй — нынешний город десятилетней давности. В Замоскворечье я учился, здесь и сейчас живу и работаю. Замоскворечье меня не отпускает. Сейчас здесь офисный район, а в маленьких двухэтажных особнячках, домиках, нет такой жизни.
…Как раз там, где сейчас ЦДХ, тогда были Бабьегородские переулки, и мы школьниками ходили туда делать наброски. А потом и мастерская моя оказалась здесь. Похожий вид я в детстве пробовал написать из школьного окна пятого этажа, теперь этот вид загородил новый доходный дом в Лаврушинском переулке. Всё меняется! Некоторых деревьев, которые написаны, уже нет перед глазами, какие-то вырубили и построили дом, какие-то погибли сами. Но всё-таки по-прежнему над Замоскворечьем парит Московский кремль.
"Уро в пекарне" (1996 г.)
Спрашиваю художника о работе, которая приглянулась: очень уютная! Что ж, все на виду:— «Утро в пекарне» — женские хлопоты у очага. Молодость, хлеб, огонь в печи, ледяная вода в вёдрах. Хлебный дух, перемешанный с терпкостью расколотых поленьев, брусника в полиэтиленовом мешочке. На минутку присевшая пекариха, пекущая хлеб для местного магазина, зимний свет… Вот тема этой картины.
Сергей Смирнов «Летний день год кормит». 2009.
Запасаемся летним настроением?
У этой работы интересное название: мы привыкли видеть в известной пословице трудовые хлопоты, однако на картине — дивная праздность! Что ж, во главе угла здесь — настроение, поясняет создатель картины:
— «Летний день — год кормит» - это длинный погожий летний день, медленный северный закат, когда солнце как бы скользит над озером, окрашивая всё в горячие неописуемо красивые медовые тона. День клонится к ночи, оставляя заботы на завтра.
Сергей Смирнов «Первый день года».
Коллекционерам: ищите гения среди молодежи и студентов!
От поэтичных картин переходим к прозе жизни: художника, живущего в современных реалиях арт-рынка, преподавателя Суриковки, захотелось расспросить и о собирательстве.
— Я очень хорошо отношусь к коллекционерам прошлым и нынешним. Не будь коллекционеров, возможно, и не было бы и русского искусства в том виде, каком мы его знаем и любим! Коллекционеры и сами развиваются со своей коллекцией. Третьяков, начиная с Шильдера, создал великую коллекцию. Он собирал настоящие ростки художественности!
— Скажите, а на чем стоит делать акценты современным составителям личных коллекций? Учитывать расслоение на «актуальное» и «традиционное» искусство, лавировать?
— Коллекционеры, мне кажется, должны собирать картины, несущие традиции понимания живописи. Конечно, коллекционеры разные, да и раньше они были разными! Есть начинающие и опытные, есть те, которые собирают красивое, или старое, или современное, или же те коллекционеры, которые пытаются найти гения, «открыть» его. Но они идут на набережную и ищут гениев, а их там нет. Я бы пожелал коллекционерам искать среди молодых и даже среди студентов-художников: гарантирую, там немало недюжинных талантов, надо поддерживать их! Вспомните, ведь Третьяков купил «Осенний день. Сокольники» Левитана с ученической выставки.
«Русский мир» — это не только название ассоциации художников, членом которой является Сергей Иванович Смирнов. Это и есть суть его творчества, где главное — не тностальгия, а надежда. Мы желаем мастеру удачи, и поздравляем с вернисажем!
Текст, фото — Елена Садыкова
Текст, фото — Елена Садыкова
Справка Артхива: «Сергей Смирнов. Живопись». Выставка открыта до 20 декабря 2014 г. Выставочный зал Московского союза художников.
Адрес: ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 20; проезд до ст. метро «Маяковская» или «Белорусская». Время работы: понедельник — пятница с 10.00 до 19.00, суббота — воскресенье с 10.00 до 17.00 Телефон для справок:+7 (499) 251-51-08
Адрес: ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 20; проезд до ст. метро «Маяковская» или «Белорусская». Время работы: понедельник — пятница с 10.00 до 19.00, суббота — воскресенье с 10.00 до 17.00 Телефон для справок: