Меняем "Мать Уистлера" на "Портрет крестьянина (Пасьянса Эскале)"? Музейные гастроли знаменитых полотен.
Если вы спешите в Париж в Музей д’Орсе, просмотрев кино с комиком Мистером Бином и его эскападами на тему картины «Мать Уистлера» — успейте до весны или же меняйте курс! Знаменитое полотно, вместе с прославленными и дорогими «Игроками в карты» Сезанна отправляются погостить в Музей Нортона Саймона (США, Пасадена). Зато взамен во Францию привозят редкие полотна пост- и импрессионистов, включая знаменитый «Портрет
крестьянина (Пасьянса Эскале)» Винсента ван Гога.
Игроки в карты
1896, 49×58 см
Музей Нортона Саймона (The Norton Simon Museum) и Музей д’Орсе (Musеe d’Orsay) дружат картинами: по три шедевра меняются местами этой весной. С 27 марта по 22 июня из парижской коллекции вывозят картины Эдуарда Мане «Эмиль Золя», «Аранжировка в сером и чёрном. Мать художника» (Arrangement in Grey and Black: The Artist’s Mother) Джеймса Уистлера и «Игроки в карты» Поля Сезанна. В американском музее открывается выставка «Тет-а-тет: три шедевра из музея дОрсе» (Tête-à-Tête: Three Masterpieces from the Musée d’Orsay).
«Игроки в карты» — одна из версий сюжета, воплощенная на пяти картинах, поздняя и всего «двухфигурная». Но от того не менее ценная и известная, что называется, один из «хитов» коллекции музея!
Американская публика уже предвкушает визит картин — знаменитая «Мать» Уистлера всего однажды посещал Лос-Анджелес в 1930-е годы.
Что удивительно, чинный портрет, представленный на 104-й выставке Королевской академии искусств в Лондоне (1872), тогда был отклонен Академией! С тех пор художник свои работы на утверждение Академией не представлял.
А портрет Эмиля Золя Эдуард Мане писал с натуры, — в благодарность за поддержку. Золя верил в творчество Мане! Картину даже приняли в Салон 1868 года, — большая удача для Мане после предыдущей провальной попытки выставить там работы! И, хотя публика по-прежнему вышучивала другое полотно — «Женщину с попугаем», к портрету была более милостива. А сам Золя праздновал победу. Он писал: «успех Мане полный. Я не осмеливался даже мечтать о том, что он будет таким стремительным и таким достойным…»
Портрет Эмиля Золя
1868, 146.5×114 см
«Неизбежное признание — я предсказывал его еще в 1866 году — совершается медленно, но верно. Публика привыкает; критика успокаивается и соглашается открыть глаза; успех возрастает… Публика пока многого не понимает, но больше уже не смеется. В прошлое воскресенье я получил большое удовольствие, изучая физиономии зрителей, которые останавливались у полотен Эдуарда Мане. Ведь воскресенье — это день толпы, день невежественной, совершенно не подготовленной публики. Я видел, что многие приходили сюда с явным намерением позабавиться. Они стояли, вытаращив глаза и открыв рты, совершенно ошеломленные, без тени улыбки. Глаза привыкли к новому без их ведома. Оригинальность, казавшаяся им поначалу такой предельно комичной, теперь вызывает тревожное удивление, вроде того, какое испытывает ребенок при виде чего-то непонятного. Другие входили в зал и, пробежав взглядом по стенам, интересуются непривычной остротой этой живописи. Они подходят поближе, открывают каталог. Когда они видят там имя Мане, то стараются изобразить приступ смеха. Но холсты висят перед ними, сияя светом и чистотой, будто взирают на этих людей со спокойным и гордым презрением. И, ощутив неловкость, они быстро уходят, не понимая, что им следует теперь думать: помимо собственного желания они тронуты искренним голосом таланта и теперь подготовлены к восхищению в будущем…» — Э. Золя
Портрет старого крестьянина Патьенса Эскалье
Август 1888, 69×56 см
Взамен парижане и гости столицы Франции получают возможность полюбоваться полотнами, редко покидающими свое место прописки в Калифорнии, Пасадене: «Мост искусств» Ренуара (The Pont des Arts, Paris, 1867−68), «Первые фрукты» Эдуара Вюйара (First Fruits, 1899), но главное — «Портрет крестьянина (Пасьянса Эскале)» Винсента ван Гога (Portrait of a Peasant (Patience Escalier), 1888).
Картина знаменита, еще и сам ван Гог придавал ей большое значение наряду с «Сеятелем» и «Ночным кафе» — считал, что хорошо «продвигается в избранном направлении». Пасьянс Эскалье работал на ферме возле Арле, и художник рисовал его в жарким августе.
«Я… представил себе этого страшного человека в полуденном пекле жатвы… Отсюда — оранжевые мазки, ослепительные, как раскаленное железо». Еще он писал, что портрет «в полном смысле продолжение некоторых этюдов голов, сделанных мною в Голландии… Смею надеяться, что вы-то с Гогеном это поймете; но каким уродством покажется это другим! Ваш брат знает, что такое настоящий крестьянин и сколько в нем от зверя».
«Милле создал обобщенный образ крестьянина, а теперь?.. Разве теперь мы научились лучше видеть крестьянина? Нет, сделать его почти никому не удается».
Разве что ван Гогу…
«Я… представил себе этого страшного человека в полуденном пекле жатвы… Отсюда — оранжевые мазки, ослепительные, как раскаленное железо». Еще он писал, что портрет «в полном смысле продолжение некоторых этюдов голов, сделанных мною в Голландии… Смею надеяться, что вы-то с Гогеном это поймете; но каким уродством покажется это другим! Ваш брат знает, что такое настоящий крестьянин и сколько в нем от зверя».
«Милле создал обобщенный образ крестьянина, а теперь?.. Разве теперь мы научились лучше видеть крестьянина? Нет, сделать его почти никому не удается».
Разве что ван Гогу…