Второе рождение: спасенную во время войны фреску Пьеро делла Франческа сохранит от разрушения меценат
Итальянский шедевр эпохи Возрождения, который английский писатель Олдос Хаксли когда-то назвал «величайшей картиной в мире» в опасности. Фреску 15-го века кисти Пьеро делла Франческа о воскресении Иисуса Христа в тосканском городе Сан-Сеполькро уничтожали грязь и влажность. За неимением средств на спасение гениального творения у государства, за дело взялся меценат, пожертвовав $125 000 на благое дело.
Воскресение «Воскресения»
Итальянский живописец эпохи раннего Возрождения Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca, ок. 1420 — 1492), создал фреску «Воскресение» где-то между 1450 и 1465 г. на стене здания, что в то время было ратушей, а сегодня является музеем. Она изображает воскресшего Христа на краю гроба. Кстати, название города в переводе с итальянского означает «Храм Гроба Господня».
Столетия, проведенные в грязи и влажности, стали причиной повреждения изображения — шелушения, растрескивания и выцветания. В условиях жесткой экономии реставраторы должны были придумать, как объединить государственное финансирование и спонсорскую поддержку, чтобы спасти фреску. Таковая нашлась, и народ ликует!
Эта работа художника, который в наши дни становится чуть ли не равным по славе Леонардо, известна и невероятно популярна, и о ее плачевном состоянии давно заявляли специалисты. Вопрос обсуждался годами…
Но кто же сделал щедрый жест? В отличие от императоров, которые давали свои имена римским форумам, современные благотворители не ищут славы. Так, итальянский бизнесмен Альдо Ости, проживающий в Швейцарии, когда-то был руководителем многонациональной компании, находящейся недалеко от Сан-Сеполькро. Он согласился выделить половину необходимой для двухгодичной реставрации суммы — $ 125 000. Такая благотворительность — обычное дело для многих стран, но уже давно редкость в Италии, где государство считает себя единственным хранителем культурного наследия. Как сообщают, имя «спасителя» было разглашено не намеренно.
Предполагается, что Пьеро делла Франческа изобразил себя в образе солдата в коричневом платье
Еще один факт: фреска дошла до наших дней благодаря тому, что почти два столетия была… покрыта слоем штукатурки!
Первый раз фреска
была спасена от разрушения во время Второй мировой войны британским артиллерийским офицером Тони Кларком, который воспротивился приказу обстреливать город.
А все потому, что в свое время военный прочел эссе Олдоса Хаксли «В дороге», в котором тот превозносил это произведение мирового искусства. В благодарность местные жители назвали в честь Кларка улицу.
Реконструкция может сделать фреску еще более необычной, чем она казалась Хаксли, — уверены искусствоведы. Посетителям музея предлагают наблюдать реставрационные работы со специально построенной платформы, а также следить за их ходом, используя приложение для мобильного телефона.