Картины Дега, рисунки Дега, плакаты Дега, а как насчет скульптур? Всего одна из них экспонировалась при жизни художника, и, конечно, это была танцовщица, причем весьма необычная. А что же остальные фигуры? Три десятка объемных работ можно застать в Эрмитаже, но история их происхождения вызывает немало вопросов.
«Эдгар Дега. Фигура в движении» — название выставки в Главном штабе Эрмитажа отражает суть увлечения творца. «Поймать» момент и словно отринуть застывшую статику — это вызов мастерству! А порой и публике. Негодование посетителей выставки импрессионистов в Париже в 1881 г., где была показана его работа из пластилина и воска «Маленькая танцовщица 14 лет», вызывала отнюдь не поза, а… наряд. Уж лучше бы «ню», чем настоящая ткань пачки да парик из натуральных волос, еще и лента! Из-за шквала критики остальные работы Дега не выставлял, и даже не воплощал в «вечных» материалах. Ничего цельнометаллического, лишь оболочка из пластилина да воска на каркасах из подручных материалов. Зато все движется — кони, люди… Излюбленные темы Дега! Вот танцовщица и конь на скаку (Дега впечатлили стоп-кадры знаменитой серия фото Э. Мейбриджа «Движение животных»), дальше — жокей, а это — новаторская… ванная! Здесь движением ведает зритель: впервые в истории изобразительного искусства Дега создал скульптуру, смотреть на которую нужно именно и только сверху.
… Экспериментов было много: когда стало плохо со зрением, Дега стал делать в основном скульптуры. Но, как считается, при жизни мастер сделал лишь три фигуры из гипса. И после его кончины наследникам достались найденные в мастерской полторы сотни скульптур из глины, пластилина и воска. И лишь половина были в хорошем состоянии. Их и решено было «перевести» в бронзу, что и было проделано в 20-х годах прошлого века. Впоследствии путешествие из слепков в слитки предпринимались многократно: первоначальный ограниченный тираж по разным причинам и при разных обстоятельствах пополнялся. То наследница «бронзователя» А-О. Эбрара воспользуется возможностью сделать фигуру-другую, то владельцы «исходников» решат сделать последующие копии… В итоге ценность скульптурных работ Эдгара Дега различная и зависит от происхождения работы. «Первый тираж» разошелся по музейным (Лувр!) и частным коллекциям, путешествуя по владельцам.
К примеру, бронзовая «Маленькая танцовщица 14 лет», одна из 28 фигур этой серии, была продана в 2009 г. на аукционе Sotheby’s в Лондоне за 19,2 млн. долл., причем прежний владелец приобрел ее на том же аукционе в 2004 г. почти в три раза дешевле.
Ну, а скульптуры, которые экспонируются в начале 2014 года Эрмитаже (а пару лет тому — в Киеве, когда охранник случайно разбил стеклянный куб витрины и уронил одну из скульптур) — и вовсе «новоделы». Но с четким «авторским следом»! В конце XX века в мастерской на юге Парижа обнаружили гипсовые модели, выполненные, по словам организаторов выставки, «с первоначальных скульптур Дега еще до передачи их владельцам».
Именно по их образу и подобию был отлит ограниченный тираж скульптур. Новые работы на старый лад? Государственный Эрмитаж даже провел целый симпозиум в 2012 году по этим «неавторизованным скульптурам», где разгорелись жаркие дискуссии о тиражировании, ценности и авторстве. В итоге теперь можно полюбоваться на предметы диспута: выставка «Эдгар Дега. Фигура в движении», подготовленная Государственным Эрмитажем и Фондом имени М.Т. Абрахама (Париж), пользуется популярностью. Разглядывают скульптуры, словно выполненные «небрежными мазками» (импрессионизм
!), читают цитаты Дега.
Что ж, может, формально выставленные экспонаты и не «авторский антиквариат». Но даже если это всего лишь копии — то уж точно не подделки!
«Только тогда, когда художник перестает знать, что он делает, он способен создать истинные ценности» — Эдгар Дега.