В киевском Мыстецьком Арсенале открылась IX ART-KYIV Contemporary 2014 — самый масштабный арт-форум Украины, посвященный современному искусству. Каждый из около 50 представленных проектов достоин отдельной выставки. Ну, а заглавный проект — экспозиция именитого испанца Хосе-Мария Кано, который лично приехал в Киев, — особого внимания.
В каждой уважающей себя стране сегодня должно быть современное искусство. Или авангард-2, если говорить строго логичными терминами. Каждый уважающий себя «контемпорари арт» обязан иметь как минимум две вещи: свою большую арт-ярмарку плюс биеннале в качестве выставки передовых достижений. При этом, как показывает отечественная практика, даже арт-рынка иметь не надо! Была бы площадка, где актуальные шедевры можно предъявлять в больших количествах.
За «количество» в Украине давно и прочно отвечает «Мыстецький Арсенал» во главе с Натальей Заболотной. Бывший оружейный завод, а затем военная часть, в 2012 стал даже центром первой в истории страны собственной биеннале актуального искусства ARSENALE 2012, «второй выпуск» которой планировали на нынешний год. Увы, по понятным причинам, сейчас речи о столь масштабном арт-форуме нет. Заменой снова стал IX ART-KYIV Contemporary 2014.
За «количество» в Украине давно и прочно отвечает «Мыстецький Арсенал» во главе с Натальей Заболотной. Бывший оружейный завод, а затем военная часть, в 2012 стал даже центром первой в истории страны собственной биеннале актуального искусства ARSENALE 2012, «второй выпуск» которой планировали на нынешний год. Увы, по понятным причинам, сейчас речи о столь масштабном арт-форуме нет. Заменой снова стал IX ART-KYIV Contemporary 2014.
Когда-то, еще до Арсенала (в помещении Украинского дома, директором которого до 2009 года была Наталья Заболотная), Арт-Киев начинался как большая «местная» выставка-ярмарка по типу «Арт-Москвы». Для привлечения внимания ее посетителям всегда предлагали «спецпроекты» — выставки работ знаменитых иностранцев, на которые можно было с завистью посмотреть, но нельзя купить. Коллекционеров же привлекала «ярмарка», куда несли, буквально, все — от салонных поделок до чуть не Херста. Последние два года мега-акция проходит в формате «форума художественных проектов». Организаторы говорят, что теперь желают лишь «просвещать» массы, служить «площадкой» и «барометром», и т. п. И поэтому ничего не продают. Галереи-участницы сетуют, что в результате кризиса в стране и всех последующих событий, продажи арта «стоят». А МА при этом заламывал неподъемные цены за «квадрат» выставочной площади…
Но, хотя «искусством» на ART-KYIV Contemporary 2014 уже не торгуют, принцип комплектации экспозиции здесь остался все тот же, унаследованный еще со времен ярмарок в Укрдоме. Каждый (галерист или куратор) тащит в общий выставочный котел свое. В итоге, целостного впечатления от эскспозиции ждать не приходится. Впрочем, хорошо, что в итоге качество «продукта», свезенного на первый этаж МА площадью в 24 тыс. кв.м. трудолюбивыми галеристами, за прошедшие 9 лет заметно повысилось. Сейчас экспонаты, достойные выставки отбирает экспертная комиссия во главе с главным в Украине по «авангарду-2» искусствоведом Александром Соловьевым.
Каждый из около 50 представленных на IX ART-KYIV Contemporary 2014 проектов, авторских, но в основном, коллективных, и правда достоин отдельной выставки.
Впрочем, чаще всего так оно и было: та же инсталляция ZooAntropo супругов Бабаков и Тиберия Сильваши, живописный цикл «Афиксация причастности» Виктора Хоменко, или фото из цикла «Майдан (Р)еволюція» духу (кураторы Антон Мухарский — Елизавета Бельская), сначала демонстрировались в ведущих галереях украинской столицы.
Рядом с ними есть и созданные специально для форума в МА проекты вроде масштабной «коллективки» «Элементы действительности» (куратор — Александр Соловьев). Свои короткометражки известная медиахудожница Оксана Чепелик снимала вообще в Италии и презентовала на недавнем 71-м МКФ в Венеции. В Киеве для показа ее «Женщины и войны» — так называется цикл из 8 работ, в совокупности составивший «полный» метр (74:54 мин. хронометража), — отведен отдельный бокс.
Еще из «плюсов»: впервые в своей истории Арсенал предоставил добрую треть экспозиционных площадей фотографии. Если учесть, что еще на прошлом Арт-Киеве г-н Соловьев объяснял, что, мол, фото — это «недостаточно» искусство для ART-KYIV Contemporary, можете оценить степень цивизизационного прорыва. Увы, если бы в МА еще год назад прислушались к мнению такого авторитетного эксперта, как Виктор Марущенко (это гуру современной украинской фотографии, основатель Школы фотографии Виктора Марущенко и единственного в стране журнала про фото «5.6»), и сделали подобную выставку про Майдан прямо во время Майдана… Цены, наверное, ей не было бы. Зато, словно искупая прежние грехи, в рамках Дискусионной платформы в этом году на Арт-Киеве запустили еще и образовательный цикл лекций и «творческих встреч», посвященных современному фото.
Событиям годичной давности, Майдану, вообще посвящено до двух третей экспозиций ART-KYIV. Это даже слишком много. В первую очередь, потому, что ничего нового о «революции достоинства» (как ее называют по эту сторону баррикад) художниками не сказано.
Символом «майданной» темы в МА может служить «Воле-виявлення» — «коллективный» проект фото, видео, инсталляций от Института проблем современного искусства (куратор — Андрей Сидоренко). На фото — портреты рядовых участников Майдана на фоне баррикад, на видео продолжается бой на ул. Грушевского, пылают шины…
Символом «майданной» темы в МА может служить «Воле-виявлення» — «коллективный» проект фото, видео, инсталляций от Института проблем современного искусства (куратор — Андрей Сидоренко). На фото — портреты рядовых участников Майдана на фоне баррикад, на видео продолжается бой на ул. Грушевского, пылают шины…
«С украинского языка слово „воля“ на русский можно перевести двояко. Как „свобода“ — или же как „воля“. Мы и обыгрываем этот момент, показываем волю украинцев к свободе», — объясняет г-н Сидоренко. «Почему не исследуем волю к власти? Почему — тоже исследуем! Слово-то „воля“ в названии есть. Почему у нас в проекте противопоставлены фото молодых, маскулинных, красивых юношей-учасников Майдана — и на другой стене снимки „дедов“ на Майдане в точно таких же касках, и так же проконопаченных? Если бы вы не спросили, я бы и внимания не обратил… Это просто проекты разных наших художников»
Впрочем, судя по общей тенденции форума, развитием «майданной» темы в Украине в ближайшее время станет новый дискурс. Кого можно считать «своим», а кого — «чужим» в сегодняшнем мире, в современных обстоятельствах? Оппозиции «свой-чужой» в МА посвящены целые отдельные проекты. Их, как и «майданную» тему, отличает заметная плакатность, политизированность. Так, «коллективке» «Свои» (Нацпром, Евростандарт, GAZ, Олег Тистол, Микола Маценко, Андей Зелинський, Роман Минин, Алексей Сай, Закентий Горобьев, Юрий Пикуль, Юрий Ефанов, Надежда Тистол, Мирослав Вайда, Виталій Кохан) организаторы отдали целый зал.
Хосе-Мария Кано: коррида и свобода
Впрочем, политика — политикой, а жизнь продолжается. При общей политической и ментальной «взъерошенности», философскую глубину и тон IX ART-KYIV Contemporary 2014 задает, все же, заглавный проект. Он же — «специальный гость» форума. Свои работы — гигантские полотна в энкаустике — привез (причем, говорит, что без страховки!), да еще и лично приехал на открытие самый известный в мире современный испанский художник Хосе-Мария Кано.Он известен еще и как композитор и дирижер, автор оперы «Luna» (1992), в которой пел Пласидо Доминго, а еще — гимна футбольного клуба «Реал Мадрид»!
«Si cecidit de genu pugnat» («даже если он упадет, продолжит борьбу на коленях» — лат.) и «De providentia» («О провидении, или О том, почему с хорошими людьми случаются неприятности, несмотря на то, что существует провидение»), названия работ — прямая отсылка к произведениям философа-стоика Луция Сенеки, посвященных испанской корриде.
Но за гигантскими, «вплавленными» в воск фигурами торреро и быков, атриумов с ожидающей корриды публикой, стоит мысль простая и вечная. О том, что жизнь — это борьба за свободу. Исход которой решает не только Провидение, но и сила воли того, кто борется, не сдавшись на милость противнику. «Чтобы получился муж, о котором стоило бы говорить, надо, чтобы действовал более сильный рок. Путь его не будет гладок: он должен будет подниматься и падать, бороться с волнами и направлять свой корабль меж водоворотов. Ему придется прокладывать себе дорогу наперекор фортуне, по каменистым кручам; сделать их ровнее и мягче — его задача. Золото получает пробу в огне, доблестный муж — в несчастье».
После вполне модернистских по духу работ г-на Кано и традиционная для украинского контемпорари живопись маслом (как всегда, именно она, плюс теперь еще и фото, занимает большую часть экспозиции) воспринимается не как архаизм. Как должное. И даже «энная» по счету попытка поскорее «показать» Майдан (как раньше Чернобыль), пусть без тени его осмысления, так уж сильно не раздражает. Если жизнь и правда — борьба, то лишь в борьбе и нужно искать гармонию.
Анна Пароваткина