Соня Делоне — Сара Ильинична Штерн — властительница цвета и формы, иллюстратор, владелица модного текстильного бутика, дизайнер, авангардистка, театральный декоратор. Это первая художница, чьи работы парижане увидели на персональной выставке в Лувре. До 22 февраля следы ее яркой жизни — в Парижском музее Современного искусства. Картины, декоративно-прикладное искусство и даже платья-стихи! Примерять, увы нельзя, но любоваться и читать — сколько угодно!
Рифмуя цвет
Ее текстильные эксперименты, как, например, платье с эффектом оптической иллюзии, украшавшее обложку британского журнала Vogue, или «наряды-стихотворения» вызывали пересуды во всех модных салонах Франции. Cегодня же не утихают споры между французами, украинцами и русскими за то, чтобы считать Соню Делоне «своей». Самая большая ретроспектива художницы в Париже с 1967 года удивительным образом соединила различные творческие пространства и более 400 работ — живопись, декоративное искусство, гуашь
, принты, текстиль, модные детали. Прослеживая эволюцию творчества художницы с начала 20-го века и до конца 1970-х годов, выставка проливает свет на особое место Делоне в европейском авангардном движении и ее ведущую роль как абстракциониста-новатора.
На выставке также можно ознакомиться с техникой создания работ, демонстрируемой в фильмах и на фото того периода. Экспозиция подчеркивает стремление автора к синтезу всех видов искусств.
Щедрая документальная арт-хронология показывает богатство и своеобразие творчества, в основе которого всегда находился непрекращающийся диалог между различными видами искусства. Отношения Делоне с цветом, густые черные линии, разделяющие яркие пятна уходят корнями в ее украино-русское детство (художница родилась в Полтавской области, росла в Петербурге, настоящее ее имя Сара Ильинична Штерн) и годы обучения в Германии. В то время, как ее муж Роберт Делоне создавал универсальный визуальный язык, Соня испытывала его в живописи, плакатах, одежде и предметах декоративно-прикладного искусства.
Муж Cони Делоне, Роберт Делоне (Robert Delaunay) — автор хаотичных цветовых танцев, которые пришли в его творчество на смену сдержанному кубизму. Однако у кубистического прошлого автор все же позаимствовал форму. Он мечтал освободить живопись от рабства, в которое ее вогнал изображаемый «предмет». Сочетание синего и красного цветов на полотнах он назвал «ударом кулака». Разработанный им прием позволял ощутить вибрацию цветовых волн глазами так же, как ухо способно почувствовать музыку. Гийом Аполлинер назвал это направление орфизмом в честь поющего персонажа греческой мифологии, Орфея.
Геометирический танец
В годы первой мировой войны, которые Делоне провела в Италии и Испании, она начинает свои первые театральные эксперименты, создавая декорации для Русских сезонов Дягилева (в частности, к балету «Клеопатра»). В Мадриде Делоне увлекает фламенко. В сериях «Певицы фламенко» и «Танцовщицы», центральная фигура излучает из центра тысячи концентрических кругов.
Певец фламенко
1916
Следующее десятилетие Делоне посвятила написанию масштабных абстрактных полотен. Так, на знаменитой всемирной выставке искусства и техники в современной жизни в 1937 Соня Делоне украсила ими стены воздушно-транспортного павильона.
После войны стиль Делоне претерпел изменения. Кульминация этих метаморфоз произошла в конце 1960-х, когда долгие поиски и размышления художницы воплотились в монументальных картинах, мозаиках, коврах и гобеленах.
Соня Делоне попробовала себя и в иллюстрировании, снабдив рисунками авангардистскую поэму-коллаж Сандрара «Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской».
В 1907 году Соня Делоне познакомилась с Вильгельмом Уде, немецким писателем, критиком и коллекционером Пикассо и Матисса. В следующем году Уде организовал выставку Сони, после чего они сочетались браком. Однако уже через год художница сбежала к молодому Роберту Делоне. В 1912 году пара провозгласила рождение нового направления в живописи — симунтализма (орфизма). При этом Уде до конца жизни относился к художникам с уважением, приобретал полотна обоих, осознавая мощь их таланта. У Сони и Роберта родился сын Шарль, прославившийся как историк джаза.
Будучи ребенком, Соня Терк часто проводила каникулы у своих родственников в Финляндии. Ее картины и рисунки, изображающие местных крестьян — свидетельство рождения художника. Их точность и реализм, характерные для немецкой традиции — результат академического образования, полученного Соней в Карлсруэ в 1904 году.
В 1907 году Соня Делоне познакомилась с Вильгельмом Уде, немецким писателем, критиком и коллекционером Пикассо и Матисса. В следующем году Уде организовал выставку Сони, после чего они сочетались браком. Однако уже через год художница сбежала к молодому Роберту Делоне. В 1912 году пара провозгласила рождение нового направления в живописи — симунтализма (орфизма). При этом Уде до конца жизни относился к художникам с уважением, приобретал полотна обоих, осознавая мощь их таланта. У Сони и Роберта родился сын Шарль, прославившийся как историк джаза.
Электрический свет неонових рекламних вывесок, ритм фасадов, динамика бульвара Сен-Мишель — Соня Делоне искала вдохновение на парижских улицах. После своего возвращения во Францию дом Делоне стал прибежищем литераторов и художников-авангардистов. Здесь же находился швейный цех и примерочная для клиентов модного бутика и фотостудия. На выставке можно увидеть образцы ткани и одежды от Делоне, наряду с журнальными фото.
Ритм цвета
1952, 105×194 см
Как найти: Парижский музей современного искусства (Musée d’Art moderne de la Ville de Paris), ближайшие станции метро — Alma-Marceau и Iéna.
Часы работы: с 10:00 до 18:00 каждый день кроме понедельника, по четвергам — с 10:00 до 22:00