До 1 февраля 2015-го года Метрополитен-музей показывает 10 картин Эль Греко из собственной коллекции и еще 6, предоставленных латиноамериканским обществом Hispanic Society of America. В это же время еще тремя картинами знаменитого испанца родом с Крита хвастается музей «Коллекция Фрика», расположенный по соседству на Пятой авеню. По сути, это одна выставка, только проходит она на двух площадках. Дело в том, что Генри Фрик, собравший коллекцию, которая теперь носит его имя, завещал не давать своих шедевров в аренду другим музеям. Значит, ценителям творчества Эль Греко придется пробежаться по Манхэттену.
Изгнание торговцев из храма
1600-е
, 41.9×54.2 см
Это не первая выставка Эль Греко в текущем году — весь 2014-й художника чествовали в Испании, где были представлены совершенно невероятные экспозиции. Например, в Прадо собрали небывалую по количеству показанных работ выставку — 118 картин! Там были подлинники Эль Греко и картины художников, которые легко назвали бы его своим учителем: от Сезанна и Пикассо до Джексона Поллока и Фрэнсиса Бэкона.
Нью-йоркский проект в честь Эль Греко выглядит скромным на таком фоне, однако и он дает возможность проследить эволюцию стиля художника — от ярких работ, написанных в подражание Тициану и Тинторетто, до картин, демонстрирующих неповторимый стиль Эль Греко, которому подражали едва ли не все модернисты конца 19-го — начала 20-го века, да и те, кто последовал за ними.
Нью-йоркский проект в честь Эль Греко выглядит скромным на таком фоне, однако и он дает возможность проследить эволюцию стиля художника — от ярких работ, написанных в подражание Тициану и Тинторетто, до картин, демонстрирующих неповторимый стиль Эль Греко, которому подражали едва ли не все модернисты конца 19-го — начала 20-го века, да и те, кто последовал за ними.
Кардинал Фернандо Ниньо де Гевара
1600-е
, 170.8×108 см
Эль Греко был популярен при жизни, но культовым стал в конце 19-го века, когда модернисты осознали его величие и попытались перенять манеру. Сегодня этого испанца греческого происхождения представляют супергероем от живописи, который еще в 14-м веке, по сути, изобрел импрессионизм
. И это чистая правда.
Но существуют и мифы, связанные с Эль Греко. Самый распространенный объясняет вытянутые фигуры и лица персонажей и ледяной колорит поздних картин плохим зрением, а то и вовсе сумасшествием автором. Скорее всего, это поверхностный вымысел. А правда гораздо сложнее и заключается в том, что Эль Греко был отважным экспериментатором, философом и интеллектуалом. Нью-йоркские выставки как раз и представляют художника не чудаковатым мистиком, а глубоким мастером, опередившим время на триста лет.
Но существуют и мифы, связанные с Эль Греко. Самый распространенный объясняет вытянутые фигуры и лица персонажей и ледяной колорит поздних картин плохим зрением, а то и вовсе сумасшествием автором. Скорее всего, это поверхностный вымысел. А правда гораздо сложнее и заключается в том, что Эль Греко был отважным экспериментатором, философом и интеллектуалом. Нью-йоркские выставки как раз и представляют художника не чудаковатым мистиком, а глубоким мастером, опередившим время на триста лет.
Открытие Пятой Печати (Видение святого Иоанна Богослова)
1614, 222.3×193 см
Главная иллюстрация в материале: Эль Греко, «Вид Толедо», 1598−99, из коллекции Метрополитен-музея.
Читайте также: Эль Греко от, А до Я: жизнь, смерть и жизнь после смерти.
Читайте также: Эль Греко от, А до Я: жизнь, смерть и жизнь после смерти.