войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Future Generation Art Prize 2014: искусство компромисса

В киевском PinchukArtCentre открылась выставка номинантов на самую крупную в Восточной Европе премию молодых художников Future Generation Art Prize 2014. Имя счастливчика, выигравшего Гран-при, станет известно 6 декабря 2014 г. Выставка «патронов» — великих и ужасных Херста, Гурски, Мураками, — предваряет конкурсную «коллективку». Мы прогулялись по выставкам и делимся впечатлениями — смешанные чувства, знаете ли…
Future Generation Art Prize 2014: искусство компромисса
Future Generation Art Prize 2014: искусство компромисса
Никита Кадан. «Запомнить момент, когда сказание было прервано», 2014
Если судить по очереди в PinchukArtCentre (в народе ласково — «ПАЦ»), через год после Майдана в Украине победило… искусство. Уличная «черга» ко входу во всемирно известный арт-центр змеится, начинаясь чуть не от центрального входа на Бессарабский рынок. Своего часа попасть внутрь, несмотря на прохладу осени, бок о бок со студиозами и тинейджерами ждут люди средних лет, и группками — иностранцы. Ажиотаж в рядах зрителей объясняется не только желанием абстрагироваться от событий в стране. Хотя и не без этого, конечно же. «Молодое» искусство со всего мира (согласно регламенту, на Future Generation Art Prize 2014 могут претендовать художники возрастом до 35 лет) — это, как ни крути, все «новые стили и веяния», собранные со всей планеты на одной-единственной демонстрационной площадке. Вот публика и спешит увидеть, чем, по идее, будет жить контемпорари арт в течение следующих «-надцати» лет.
Эллисон Виэра. «Clad (Multi Story) / Облицовка (мульти уровни)», 2014
Future Generation Art Prize 2014: искусство компромисса
«…самая крупная (по деньгам) в мире, и уж тем более, в Восточной Европе, арт-премия для „молодежи“ превратилась в некий „гламурный смотр искусства стран третьего мира“»
Future Generation Art Prize 2014: искусство компромисса
Розелла Бискотти. «Мертвые меньшины», 2014
  • Джеймс Брайдл. «Радужный самолет 002», 2014
  • Аслан Гайсумов. «Проспект Победы», 2014
Денежный эквивалент приза в сумме $100 000 ($60 000 кэшем и $40 000 в виде гранта на создание новых произведений), плюс имена патронов премии, в мастерских которых финалисты — обладатели «утешительных» спецпризов по $20 000, и освоят честно заработанные гранты, — служат лучшей гарантией качества представленных 20 проектов. (Плюс проект «Опыты» прошлогоднего победителя, киевлянки Жанны Кадыровой, на фото).
Future Generation Art Prize 2014: искусство компромисса
Выставка «патронов» — великих и ужасных Херста (на фото — «История боли», 1999), Гурски, Мураками, — предваряет конкурсную «коллективку».
Future Generation Art Prize 2014: искусство компромисса
  • Дэмиен Хёрст. «И все они - творения Бога» (2005-2006)
  • Такаши Мураками. «Мисс Ko2 – медсестра», 2004
Увы, как можно убедиться, попав, наконец, в «святая святых» — внутрь здания арт-центра, — ни большие деньги, ни громкие имена патронов и членов жури не гарантируют главного: настоящего новаторства «арта». Или хотя бы его злободневной актуальности.
Объект Келли Спунер. «Проклятые доказательства незаконного поведения, которые кажутся невыносимой пе


Объект Келли Спунер. «Проклятые доказательства незаконного поведения, которые кажутся невыносимой печалью, в любом случае закончатся …», 2014

Членами международного жюри премии в этом году стали художник Ян Фабр, чья персоналка только-только завершилась в ПАЦе, легендарный куратор Франческо Бонами, не менее известные арт-директор documenta 14 поляк Адам Шимчак, директор Ullens Center for Contemporary Art в Пекине Филипп Тинари, директор Centre for Contemporary Art в Лагосе, Нигерия, Биси Сильва и другие, не менее уважаемые культуртрегеры.
Что ж, их общими усилиями самая крупная (по деньгам) в мире, и уж тем более, в Восточной Европе, арт-премия для «молодежи» и превратилась в некий «гламурный смотр искусства стран третьего мира».
Работа Цзя Айли. «Доброго утра, мир!», 2011
Future Generation Art Prize 2014: искусство компромисса
От аналогий совсем уж с карго-культом спасает показательное наличие в числе номинантов пары-тройки художников родом из США, Британии и Канады. Для справки: в этом году на конкурс в ПАЦ было прислано свыше 5500 заявок из 148 стран мира. В шорт-лист вошли имена конкурсантов из 17-ти, в числе которых — Перу, Чили, Мексика, Чечня (Россия), Колумбия, Израиль, Китай. А также Куба, Ангола, Зимбабве и регион Персидского залива.
Future Generation Art Prize 2014: искусство компромисса
Кудзанай Чиурай. «Moyo (Душа)», 2013
В то время, как мир никак не выйдет из экономической рецессии, плюс милитаристические реалии вкупе с вирусом Эбола — на киевской Бессарабке мировое «контемпорари» демонстрирует полнейшую благодать. Единственная проблема, которая хоть как-то волнует то ли самих художников, то ли жюри (но, скорее, отбиравшее проекты-победители сообщество просто осторожничало) — это, судя по всему, гомофобия. Но и та — во времена Конкисты.

Этой теме посвящены работы живущего в Нью-Йорке колумбийца Карлоса Мотты; в свои 35 лет художник выставляется в Тейт Модерн
Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.
Читать дальше
, Музее Гуггенхайма, MoMA и т. д., Ныне он преподает в Новой школе дизайна им. Парсонса и в Школе изобразительных искусств в Нью-Йорке.
  • Карлос Мотта. «До гомоэротической историографии (1 – 13)», 2013
  • Настио Москито. «Позволь мне чмокнуть тебя в попку, а я разрешу тебе чмокнуть мою!», 2014
Future Generation Art Prize 2014: искусство компромисса
Реверансом в сторону «социалки» в экспозиции можно назвать разве что небезынтересную — но, увы, национальную настолько, что это уже практически «почвенничество», — инсталляцию перуанки Химены Гарридо-Лекки «Destilaciones». В свои 34 она выставлялась у Саатчи, на Frieze Art Fair и т. д.
Future Generation Art Prize 2014: искусство компромисса
Соединяя с помощью металлических труб глиняные горшки, Гарридо-Лекка описывает историю одной из перу


Соединяя с помощью металлических труб глиняные горшки, Гарридо-Лекка описывает историю одной из перуанских деревень, славящихся своим гончарством. Здесь какое-то время назад нашли нефть — но жизни аборигенов это совершенно не улучшило.

Точку в теме общественных отношений, а также борьбы за свои права и всего подобного «протстного» в ПАЦе ставит инсталляция 28-летнего кубинца Адриана Мелиса. Впрочем, живет он в Барселоне. «Сила рабочего класса» представляет собой, практически, вечный двигатель. Без перерыва выдувающий… мыльные пузыри. Что же, — тот факт, что большинство современных художников совсем не фанаты голодания во имя искусства (и поэтому выполнят любой социальный заказ), мы знали и раньше.
Future Generation Art Prize 2014: искусство компромисса
Правда, в приличных домах откровенность даже сегодня не путают с бестыдством: это, считается дурным тоном. Может, никто из экспертов Future Art Prize просто никогда не читал гофмановского «Кота Мурра», раз из пяти с половиной тисяч конкурсных заявок выбрали именно мелисовскую, апофеозно-филистерскую?..
Future Generation Art Prize 2014: искусство компромисса
Самыми броскими работами конкурса Future Generation Art Prize 2014 можно назвать инсталляции 27-летн



Самыми броскими работами конкурса Future Generation Art Prize 2014 можно назвать инсталляции 27-летнего Хе Сяньюя (КНР) «Зубы мудрости» и «Башня мудрости», а также группы GCC (регион Персидского залива) «Экзосфера». Первые выполнены из человеческих зубов — и их слепков из чистого золота. Дорого. Солидно. Со множеством всем известных культурных ассоциаций — и с кучей бдительной охраны.

Future Generation Art Prize 2014: искусство компромисса
Создав модель пространства, которая одновременно напоминает уголок салона дорогущего личного самолета и спа-салона для селебритиз, восьмерка географически близких к Шейхе Латифе художников мягко «критикует» самые что ни на есть современные мифы. А проще говоря — страсть арабских шейхов к показной роскоши. Попутно только подкрепляя их.

Future Generation Art Prize 2014: искусство компромисса
Впрочем, поахав что над золотом, что над кожистым аэросалоном восточных богатеев, куда больше энтузиазма посетители арт-центра проявляют при виде «Лабиринта» американки Эллисон Виеры. (В PinchukArtCentre лабиринты, в которых можно побродить, давно стали чуть не обязательной частью любой экспозиции).
…И затем выстраиваются в хохочущую очередь под стенами интерактивной инсталляции-шкафа «Mainsqueeze (Вертикальный кокпит)» канадца Джона Рафмана. Подслушивать, как веселятся и что говорят уже отстоявшие свое в загадочном шкафу. А вот другой объект того же автора: «Я наедине, но не в одиночестве (Шифр)». Разгадали?

Future Generation Art Prize 2014: искусство компромисса
Искусство фонтанировать: Пилар Кинтерос. «Фонтан дружбы народов», 2014

…И автор работы — в процессе



Искусство фонтанировать: Пилар Кинтерос. «Фонтан дружбы народов», 2014

…И автор работы — в процессе

Future Generation Art Prize 2014: искусство компромисса
Маурицио Лимон. «Механика, пульс и ритм социальной скульптуры», 2014
Future Generation Art Prize 2014: искусство компромисса

Если верить увиденному, в качестве «молодого» современного искусства в PinchukArtCentre, контемпорари арт сегодня и правда умер. Превратился в глупость или же просто в милое развлечение для солидных господ. Но… если бы очереди в ПАЦ не было, ее обязательно надо было бы придумать. Чтобы те, кто действительно хочет отвлечься, смогли это сделать. А мы, оставшиеся, будем ждать скорого рождения действительно актуального искусства. Оно будет без компромиссов. Хотя, скорее всего, поначалу — и без больших денег.

Елизавета Воробьева

Фото предоставлены организаторами мероприятия PinchukArtCentre