История — ну просто для кино: монументальное полотно украшало стену особняка близ Стокгольма более 80 лет, и дважды продавалось вместе с домом в качестве дополнения к интерьеру. А теперь эксперты подтверждают подлинность работы, сестра-близняшка которой была продана на нью-йоркском Sotheby’s в 2007 году. И вновь обретенное панно уже выставили на стокгольмские торги с предварительной оценкой 650−870 тысяч евро. Держите подробный сценарий!
Маковский за сапоги
Панно кисти известнейшего русского живописца и графика второй половины 19 века Константина Маковского, долгое время считавшееся утерянным, было обнаружено в шведском особняке Ётарсвик. По словам хозяина дома, работа размером 220 на 364 см преспокойно висела на стене гостиной еще с середины тридцатых годов прошлого века. Ранее усадьбой владел фабрикант — хозяин предприятия по производству обуви. Произведение искусства кисти Константина Маковского, он, по всей видимости, получил в качестве оплаты за изготовление большой партии обуви для Красной армии.
Впоследствии «Счастливая Аркадия» два раза уходила с молотка вместе с особняком, и никто не задавался вопросом, кто же автор этой картины. И лишь в начале этого года один из родственников сегодняшнего хозяина поместья решил выяснить родословную картины, для чего нанял Марка Мори, эксперта из Stockholms Auktionsverk, известного аукционного дома, и Ивана Самарина — консультанта из Лондона. Специалисты установили, что автор панно — сам Константин Маковский.
Автопортрет
1905, 34×38 см
Аркадия — одна из областей Древней Греции, получившая свое название в честь Аркада — сына Зевса и нимфы Каллисто. Как имя нарицательно означает недостижимый, утопический идеал воссоединения человека и природы.
Россия-Финляндия
Полотно, обнаруженное в шведском поместье — это «Счастливая Аркадия», воспроизведенная в 1889 г. в 24 номере журнала «Нива». Согласно исследованиям профессора петербургской академии художеств Елены Нестеровой, одной из ведущих мировых специалисток по творчеству Константина Маковского, панно из стокгольмского особняка либо оригинал, созданный автором в период с 1886 по 1889 год для петербургского поместья предпринимателя и мецената Сергея Павловича фон Дервиза, либо авторское повторение этой работы. Всего в этот период Константин Маковский создал по заказу фон Дервиза 16 панно. Часть этой серии выставлялась в Северной Пальмире и в Париже.
После того, как фон Дервиз продал особняк предпринимателю из Финляндии, тот организовал выставку всех 16 произведений. Вскоре новый хозяин вернулся на родину. Вывез ли он с собой панно Маковского — неизвестно, однако сведения о них поступают уже из-за границы. Исследователи полагают, что картины осели в разных коллекциях и собраниях. Например, Сергей Маковский — сын художника, — видел часть этих работ в Париже перед самым началом Второй мировой.
Счастливая Аркадия
1890, 220×364 см
Константин Маковский (1939 -1915) — передвижник, академист, заметно идеализировавший жизнь в России прошлого. Некоторые видели в художнике предтечу русского импрессионизма, а кто-то жестоко критиковал за предательство идеалов передвижников, вменяя ему поверхностные сюжеты. Тем ни менее, Маковский прославился не только на Родине, но и за ее пределами. «Я не зарыл своего богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству, — писал он о себе».
«Аркадии» - близняшки
Только с 80-х годов прошлого столетия отдельные панно, нарисованные для поместья фон Дервиза, начали всплывать на аукционах в Америке и Европе. Более того, «Счастливая Аркадия» тоже выставлялась на финском аукционе в 1989 году, а затем и в 2007 на нью-йоркском Sotheby’s. Но точно известно, что не это панно весь прошлый век украшало гостиную шведского особняка. Да, картины практически идентичны, в том числе и по размерам, а изображенное на них совпадает до мелких подробностей, но шведская «Аркадия», в отличии от той, что выставлялась в Нью-Йорке, имеет подпись автора. Словно нарочно, для сомневающихся!
Для того, чтобы установить какая из картин — оригинал, а какая — авторское повторение, потребуется подробное исследование. Возможно, кто-то увидел «Счастливую Аркадию» на одной из выставок и заказал автору копию. Так или иначе, провенанс обеих картин не оставляет сомнений в их подлинности. Да и воспроизвести полотно такого размера по черно-белой репродукции в журнале «Нива» (лишь такое было на виду) попросту было бы невозможно. Поэтому миру можно только позавидовать: теперь у него официально есть сразу две «Счастливые Аркадии»!