Особенно актуальная в Хеллоуин выставка «Ведьмы и злые духи» будет работать в Британском музее до 11 января 2015 года. Посетителей ждут Гойя, Дюрер, Уотерхаус. Ведьмы красивые и жуткие, молодые и старые, но всегда опасные и таинственно-манящие. Чего не придется бояться — так это цен на билеты: вход на выставку свободный.
Шабаш
1510
Ведьма как универсальная страшилка и объект эротической фантазии, как декор на домашней утвари и метафора в мощной социальной сатире — выставка рассказывает не только о том, как изображали ведьм, но и с какой целью. Сумма всех страхов, сознательных и подсознательных — вот что такое ведьма для художников.
Гойя использовал образ ведьм для сатирического обличения социально-политических нравов: аппетит у питающихся младенцами старух — вполне чиновничий. Ну, или олигархический.
А вот эту ведьму Одилона Редона, окутанную змеей (и, похоже, приговоренную к распятию), искусствоведы склоны толковать по Фрейду. Говорят, художник написал ее, мучимый страхами, связанными с беременностью своей жены:
А вот эту ведьму Одилона Редона, окутанную змеей (и, похоже, приговоренную к распятию), искусствоведы склоны толковать по Фрейду. Говорят, художник написал ее, мучимый страхами, связанными с беременностью своей жены:
Ведьма в змеином ореоле
1890, 30.2×22.5 см
Корабль Одиссея встречается с сиренами на античной вазе.
В целом, выставка посвящена изображению ведьм и колдовства в последние 500 лет. Но в нее вошли и несколько античных сосудов с соответствующим декором — в качестве доказательства того, что нечистая сила, таящаяся внутри женщины, интересовала человека с самых давних времен.
Поначалу колдуньи были на лицо прекрасные — жуткие внутри. «Боятся — значит, любят», — такого рода страх, замешанный на благоговении, испытывал человек перед сиренами и русалками. И только в Средневековье ведьм укомплектовали дряблыми старушечьими телами, всклоченными волосами и крючковатыми носами.
Охота на ведьм, которая стоила жизни тысячам ни в чем неповинных женщин, имела под собой почву: люди страдали от эпидемий смертельных болезней и междоусобных войн — и пытались найти кого-то, чтобы свалить вину и хоть как-то объяснить себе причину напастей. Классческое «ну надо же что-то делать?!». Вот и делали — разводили костры. На костры эти часто отправлялись красавицы не хуже античных, а вот изображали ведьм все же уродливыми, как окружающие катаклизмы.
Охота на ведьм, которая стоила жизни тысячам ни в чем неповинных женщин, имела под собой почву: люди страдали от эпидемий смертельных болезней и междоусобных войн — и пытались найти кого-то, чтобы свалить вину и хоть как-то объяснить себе причину напастей. Классческое «ну надо же что-то делать?!». Вот и делали — разводили костры. На костры эти часто отправлялись красавицы не хуже античных, а вот изображали ведьм все же уродливыми, как окружающие катаклизмы.
Ведьма, скачущая задом наперед на козле
1500, 11.4×7 см
Каркас
Начало XVI века, 30.2×64.2 см
Но придет эпоха романтизма, выработают свой неповторимый стиль прерафаэлиты — и все вернется к истокам: ведьмами снова будут не детей пугать, а будоражить воображение и инстинкты мужчин. Ведьма эволюционирует в роковую красавицу и из источника страха превратится в источник вдохновения.
Магический круг
1886, 182.9×127 см
Главное фото в материале: «Четыре ведьмы» Дюрера.