В Галерее Принца Уильяма V, являющейся частью Королевской галереи Маурицхёйс, до 7 декабря гостит тициановская «Венера, выходящая из моря» — «Венера Анадиомена», если по-гречески. Она прибыла из Эдинбурга: место ее постоянного проживания — Национальная галерея Шотландии. Этим полотном Тициан доказывал, что способен соперничать с античной скульптурой.
Маленькая грудь, округлый живот, пышные бедра… То, что представляется нам идеалом красоты Тициана, на самом деле — античный канон. Его Венера, родившись из воды, деловито отжимает мокрые волосы и принимает при этом позу, хорошо известную по скульптурам с условным названием «Венера на корточках» — на фото вверху римская копия с древнегреческого оригинала из коллекции Лувра.
У античных скульпторов (а после — у их подражателей) это был очень популярный сюжет: купающаяся богиня красоты. Даже выйдя из пены морской, она не забывает о гигиене, а заодно дает полюбоваться собой.
У античных скульпторов (а после — у их подражателей) это был очень популярный сюжет: купающаяся богиня красоты. Даже выйдя из пены морской, она не забывает о гигиене, а заодно дает полюбоваться собой.
А это «Афродита Книдская» (Венера — римский синоним Афродиты) из Лувра — одна из лучших скульптур Праксителя и Афродита, которую непревзойденной считали сами древние греки. Ее позу в своей «Венере», написанной в 1525-м году, Тициан также воспроизводит: легкий поворот вправо, выставленная вперед левая нога.
Можно сказать, что тициановская «Венера» — это еще и копия «Афродиты Анадиомены» древнегреческого живописца Апеллеса. Да только оригинал не сохранился. Но, описывая его в своей «Естественной истории», Плиний Старший как раз рисует словами богиню, отжимающую волосы.
Кстати, есть версия, что и Апеллес в своей «Афродите Анадиомене», и Пракситель в «Афродите Книдской» изобразили одну и ту же женщину, чей бюст современники считали безупречным, — гетеру Фрину. Оба в разное время состояли с красавицей в романтических отношениях.
«Венера» Тициана прибыла в Гаагу в рамках проекта, который стартовал в Галерее Принца Уильяма V еще в прошлом году: раз в год на несколько недель в город будут привозить шедевр художника, чье творчество слабо представлено в Нидерландах. В стране есть только один собственный Тициан — в Роттердаме, в Музее Бойманса — ван Бёнингена — «Ребенок с собакой»:
Кстати, есть версия, что и Апеллес в своей «Афродите Анадиомене», и Пракситель в «Афродите Книдской» изобразили одну и ту же женщину, чей бюст современники считали безупречным, — гетеру Фрину. Оба в разное время состояли с красавицей в романтических отношениях.
«Венера» Тициана прибыла в Гаагу в рамках проекта, который стартовал в Галерее Принца Уильяма V еще в прошлом году: раз в год на несколько недель в город будут привозить шедевр художника, чье творчество слабо представлено в Нидерландах. В стране есть только один собственный Тициан — в Роттердаме, в Музее Бойманса — ван Бёнингена — «Ребенок с собакой»:
Мальчик с собаками
1575, 100×117 см
А стартовал проект в прошлом году — с «Юноши, укушенного ящерицей» Караваджо, который арендовали в Лондонской национальной галерее.
Галерею Принца Уильяма V, которую называют скрытой жемчужиной Гааги, стоит посетить даже ради внутреннего убранства: в 1774-м году Уильям V построил ее специально для того, чтобы выставлять свои картины, а недавно галерею отреставрировали и навели в ней первоначальный блеск. Роскошные шторы и хрустальные люстры, стены, от пола до потолка увешанные картинами во впечатляющих рамах, — все это производит не меньшее впечатление, чем полторы сотни экспонатов, экспонирующихся в галерее.
Уильям V был неравнодушен к богатым интерьерам с обилием картин. Вот, например, один из шедевров в его коллекции — «Люди в интерьере с картинами» (1672), автор — фламандец Гонзалес Кокс, которого называли «маленьким ван Дейком»:
Уильям V был неравнодушен к богатым интерьерам с обилием картин. Вот, например, один из шедевров в его коллекции — «Люди в интерьере с картинами» (1672), автор — фламандец Гонзалес Кокс, которого называли «маленьким ван Дейком»:
В Галерее Уильяма V можно взглянуть и на две работы, явно написанные под влиянием гостящего сейчас в Гааге Тициана.
Две эти картины, отсылающие к Тициану, были приобретены не Уильямом V, а королем Вильгельмом I в 1831 году, для Маурицхёйса.