Учёные сделали открытие, которое даёт некоторые ответы на вопросы о вкладе Губерта ван Эйка в создание Гентского алтаря (1432). Это добавляет деталей к скудной биографии художника, чьи заслуги практически полностью растворились в тени его талантливого младшего брата Яна.
Губерт ван Эйк умер в 1426 году — за шесть лет до завершения алтаря. Ныне не известно ни одной его картины, но уже давно признано, что он участвовал в создании «Мистического агнца» для собора Святого Бавона в Генте. Об этом извещает надпись на латыни на двух серебряных пластинах, обнаруженных в 1823 году под слоем краски на задней части панелей с изображениями донаторов (заказчиков): «Художник Губерт ван Эйк, не имеющий равных, начал эту работу. Ян [его брат], второй в искусстве, завершил её по заказу Йоса [Йодокуса] Вейдта шестого мая [1432]. Он умоляет вас посредством сего стиха заботиться о том, что появилось на свет».
Гентский алтарь
1426, 350×461 см
Алтарь подвергся исследованию и реставрации, которые в 2012 году инициировал Королевский институт культурного наследия Бельгии. Во время работ было сделано множество захватывающих открытий. Например, под многими слоями лака, нанесёнными на протяжении веков, находилась переработка XVI века, скрывшая значительную часть работы Яна ван Эйка. А в 2020 году реставраторы подтвердили, что четверостишие на раме оригинальное — это подвергалось сомнению многие годы.
Теперь учёные рассмотрели искусно выполненный рисунок в основе картины, который они приписали Губерту ван Эйку. У него есть несколько отличий от законченной работы. Например, на центральной панели был изображён естественный источник, который позже Ян ван Эйк превратил в Фонтан жизни.
Теперь учёные рассмотрели искусно выполненный рисунок в основе картины, который они приписали Губерту ван Эйку. У него есть несколько отличий от законченной работы. Например, на центральной панели был изображён естественный источник, который позже Ян ван Эйк превратил в Фонтан жизни.
«Поклонение Мистическому агнцу»: головы, которые предположительно написал Губерт ван Эйк выделены жёлтым, Ян ван Эйк — красным, а те, что выполнил старший и переработал младший — оранжевым. Источник: Sint-Baafskathedraal Gent, www.artinflanders.be, фото KIK-IRPA
Губерт также написал небо, холмистый пейзаж
с несколькими зданиями, вид города на горизонте и луг. Ян придал городскому силуэту узнаваемые черты, наметив известные объекты — такие как башня Утрехтского собора и церковь Богоматери в Брюгге. Некоторые фигуры, выполненные старшим братом, младший не тронул, другие, несомненно, написал своей рукой.
«Мы думаем, что на самом деле Губерт сделал эскиз и уже начал его расписывать, но в какой-то момент ему пришлось остановиться. И тогда работу закончил Ян», — сказала реставратор и искусствовед Гриет Стейарт из Королевского института культурного наследия.
«Мы думаем, что на самом деле Губерт сделал эскиз и уже начал его расписывать, но в какой-то момент ему пришлось остановиться. И тогда работу закончил Ян», — сказала реставратор и искусствовед Гриет Стейарт из Королевского института культурного наследия.
Эксперты говорят, что это исследование «проливает свет на старую загадку и открывает новую главу в изучении фламандских примитивистов — поиск других картин Губерта ван Эйка». Они считают, что художник мог быть «недостающим звеном» между доэйковской живописью и радикально новаторской Ars nova его младшего брата Яна ван Эйка.
Сейчас Гентский алтарь вернулся на своё место в часовне Святого Причастия — самой большой в соборе Святого Бавона. Но полученные данные также послужат информацией для исследований его верхней части. Оно начнётся со следующего года, и обещает нам ещё множество открытий.
Сейчас Гентский алтарь вернулся на своё место в часовне Святого Причастия — самой большой в соборе Святого Бавона. Но полученные данные также послужат информацией для исследований его верхней части. Оно начнётся со следующего года, и обещает нам ещё множество открытий.
По материалам The Art Newspaper