«Ночной дозор» Рембрандта на протяжении веков восхищал миллионы людей своим масштабом и мелкими деталями. Но только теперь — впервые за 300 лет — гением мастера можно насладиться в полном размере. Искусственный интеллект помог воссоздать утраченные фрагменты, включая мазки кисти и перспективу. Обновлённое полотно демонстрируется сейчас в Рейксмузеуме.
В 1715 году, через три четверти века после создания, работа была обрезана на 60 см слева, 22 см сверху, 12 см снизу и 7 см справа — чтобы она могла поместиться между двумя дверями в мэрии Амстердама. Но сейчас специалисты смогли воспроизвести полотно во всей красе. Им помогли высокоточные снимки того, что осталось от оригинала, компьютер, обученный технике Рембрандта и копия полной картины, которую выполнил современник мастера Геррит Лунденс (сейчас она находится в Национальной галерее в Лондоне).
Рембрандт написал капитана Франса Баннинка Кока, который приказывает своим лейтенантам выступать. Когда картину обрезали, фигуры командиров оказались в центре. Однако в оригинале художник оставил пустое пространство слева и снизу, чтобы создать динамику движения ополченцев от правой половины холста — к выходу.
Рембрандт написал капитана Франса Баннинка Кока, который приказывает своим лейтенантам выступать. Когда картину обрезали, фигуры командиров оказались в центре. Однако в оригинале художник оставил пустое пространство слева и снизу, чтобы создать динамику движения ополченцев от правой половины холста — к выходу.
Среди других новшеств — три фигуры на мосту, два милиционера и мальчик. Шлем на человеке в крайнем правом углу обрёл целостность, а за штандартом у него в руках появился «воздух». Это дало большей убедительности жесту прапорщика, поднимающего знамя роты. А ребёнок, который бежит перед дозором на переднем плане слева, обрёл пространство для движения и руку на ограде, показывающую направление.
Лунденс написал неплохую копию «Ночного дозора» примерно через 13 лет после завершения оригинала. Но компьютер обнаружил, что художник, очевидно, располагался слева от картины, и это дало искажения в перспективе. Кроме того, его пигменты немного отличались от тех, что использовал Рембрандт, поэтому версия со временем состарилась несколько иначе, чем исходник.
Лунденс написал неплохую копию «Ночного дозора» примерно через 13 лет после завершения оригинала. Но компьютер обнаружил, что художник, очевидно, располагался слева от картины, и это дало искажения в перспективе. Кроме того, его пигменты немного отличались от тех, что использовал Рембрандт, поэтому версия со временем состарилась несколько иначе, чем исходник.
Слева — фрагмент оригинального «Ночного дозора», справа — копии Геррита Лунденса, в центре — версия Лунденса, «переписанная» компьютером в стиле Рембрандта. Источник: Rijksmuseum
Эти недостатки устранялись, когда нейронные сети воссоздавали утраченные фрагменты пиксель за пикселем. Компьютеры научились воспроизводить даже мазки Рембрандта, и теперь репродукция максимально близка к оригиналу, созданному три столетия назад. Реставраторы разработали три типа алгоритмов: один — для выявления искажений перспективы и их исправления; второй — для распознания цветовой схемы оригинала и проецирования её на утраченные фрагменты; и третий — для восстановления техники мазков Рембрандта.
Недостающие части распечатали на холсте в масштабе 1:1 и бесшовно прикрепили к оригинальной картине.
В течение трёх месяцев посетители смогут полюбоваться оригинальной композицией — такой, какой её задумал Рембрандт. Однако затем дополнения уберут, чтобы не обманывать зрителей, которые могут решить, что перед ними подлинник во всей его полноте.
«Я всё ещё надеюсь, что однажды кто-нибудь позвонит и скажет, что у него есть пропавшие фрагменты. Конечно, нижняя и верхняя часть, скорее всего, не сохранились. Но слева было три фигуры, поэтому удивительно, что они исчезли, ведь в 1715 году Рембрандт уже высоко ценился и был дорогим художником», — говорит директор музея Тако Диббитс.
В течение трёх месяцев посетители смогут полюбоваться оригинальной композицией — такой, какой её задумал Рембрандт. Однако затем дополнения уберут, чтобы не обманывать зрителей, которые могут решить, что перед ними подлинник во всей его полноте.
«Я всё ещё надеюсь, что однажды кто-нибудь позвонит и скажет, что у него есть пропавшие фрагменты. Конечно, нижняя и верхняя часть, скорее всего, не сохранились. Но слева было три фигуры, поэтому удивительно, что они исчезли, ведь в 1715 году Рембрандт уже высоко ценился и был дорогим художником», — говорит директор музея Тако Диббитс.
Рембрандт Харменс ван Рейн завершил «Ночной дозор» в 1642 году. Картину заказала гражданская гвардия Амстердама, чьей задачей была защита города от испанцев и религиозных беспорядков. Шедевр предназначался для нового банкетного зала в штаб-квартире подразделения.
В конце XVII века милиция утратила свою актуальность, и её база в разное время превращалась в клуб джентльменов, аукционный дом и отель. Картину же ради сохранности перенесли в ратушу, где её обрезали до 4,57 метра в ширину и 3,96 метра в высоту.
В конце XVII века милиция утратила свою актуальность, и её база в разное время превращалась в клуб джентльменов, аукционный дом и отель. Картину же ради сохранности перенесли в ратушу, где её обрезали до 4,57 метра в ширину и 3,96 метра в высоту.
По материалам The Guardian