Изысканная серия гобеленов Рафаэля, которые сейчас выставлены в большой галерее Королевского дворца в Мадриде, пережила пять бурных веков — войны, восстания, бомбардировки, пожары и перестрелки — и теперь оказалась перед лицом новой опасности. Ею стали обычные городские голуби, которые могут испортить бесценные произведения своим помётом.
Девять гобеленов, на которых изображены сцены из «Деяний апостолов», были созданы в Брюсселе в середине XVI века. Оригинальные эскизы к ним Рафаэль сделал по заказу папы Льва X, который в 1514 году пожелал, чтобы Сикстинскую капеллу украшали масштабные драпировки.
Получить гобелены по картонам Рафаэля вскоре захотели другие европейские монархи. Одним из них был Филипп II Испанский. Во время визита в Нидерланды — ещё до своей коронации — он заказал серию по эскизам итальянского художника мастерам гобеленов Яну ван Тигему и Франсу Гетилсу.
Получить гобелены по картонам Рафаэля вскоре захотели другие европейские монархи. Одним из них был Филипп II Испанский. Во время визита в Нидерланды — ещё до своей коронации — он заказал серию по эскизам итальянского художника мастерам гобеленов Яну ван Тигему и Франсу Гетилсу.
Ян ван Тигем, Франс Гетилс и Рафаэль, «Чудесный улов». Источник: patrimonionacional. es
Этот набор демонстрируется с ноября прошлого года в экспозиции, приуроченной к 500-летию смерти Рафаэля. Однако проблема с голубями возникла только в последние недели, когда потребовалось проветривать галерею, которая ведёт на территорию дворца. Но окна открыли не только для свежего воздуха, но и для птиц.
Очень быстро опасность, связанную с голубями, распознала испанская газета ABC. «Мы видели различные фотографии с птицами вокруг [гобеленов] и их помёт на полу галереи, — сообщило издание. — На одном из этих снимков голубь позирует над „Исцелением хромого“. На другом голубя можно увидеть на полу всего в сантиметрах от того же гобелена».
Испанский институт национального наследия Patrimonio Nacional, который отвечает за выставку и гобелены, заявил, что ни один из них не пострадал. А во время тщательного осмотра дворца никаких гнёзд внутри строений найдено не было.
Очень быстро опасность, связанную с голубями, распознала испанская газета ABC. «Мы видели различные фотографии с птицами вокруг [гобеленов] и их помёт на полу галереи, — сообщило издание. — На одном из этих снимков голубь позирует над „Исцелением хромого“. На другом голубя можно увидеть на полу всего в сантиметрах от того же гобелена».
Испанский институт национального наследия Patrimonio Nacional, который отвечает за выставку и гобелены, заявил, что ни один из них не пострадал. А во время тщательного осмотра дворца никаких гнёзд внутри строений найдено не было.
Ян ван Тигем, Франс Гетилс и Рафаэль, «Христос призывает Петра: паси овец Моих». Источник: patrimonionacional. es
После того, как вокруг здания заметили большое количество птиц, на нём были установлены два безопасных ультразвуковых устройства. Благодаря им, голуби держатся подальше от мест, где выставлены гобелены. Кроме того, персонал дворца контролирует окна — для безопасности посетителей и предотвращения проникновения птиц.
Гобелены Филиппа II — одна из двух серий, созданных Рафаэлем и входящих в коллекцию Patrimonio Nacional. Считается, что они сохранились лучше всех остальных, сделанных по эскизам художника — даже лучше оригиналов в Ватикане. Это объясняется целым рядом факторов. Например, брюссельские мастера использовали стойкие волокна и высококачественные натуральные красители, а также не укрепляли полотна металлическими нитями, что предотвратило окисление и коррозию.
Гобелены Филиппа II — одна из двух серий, созданных Рафаэлем и входящих в коллекцию Patrimonio Nacional. Считается, что они сохранились лучше всех остальных, сделанных по эскизам художника — даже лучше оригиналов в Ватикане. Это объясняется целым рядом факторов. Например, брюссельские мастера использовали стойкие волокна и высококачественные натуральные красители, а также не укрепляли полотна металлическими нитями, что предотвратило окисление и коррозию.
Некоторым другим репликам повезло меньше. Те, что были сделаны для Франциска I Французского, были утрачены во время Французской революции. А те, что заказал Генрих VIII Английский, оказались в Берлине и погибли в 1945 году.
По материалам The Guardian