«Портрет
молодого человека с медальоном» (ок. 1480) Алессандро ди Мариано Филипепи, известного как Сандро Боттичелли, был продан на аукционе Sotheby’s за 92,2 миллиона долларов. Картина заняла третью строчку в списке самых дорогих работ старых мастеров после «Спасителя Мира» Леонардо и двойного «Портрета Мартена Солманса и Опьен Коппит» Рембрандта. Но, как и в ситуации с панелью Да Винчи, атрибуция «Молодого человека с медальоном» вызывает сомнения у экспертов.
На торгах, которые проходили по телефону и онлайн 28 января, за работу Боттичелли сражались два покупателя. В итоге победил участник, который торговался через директора российского отдела Sotheby’s Лилию Ситнику. Молоток упал на ставке в 80 миллионов долларов (92,2 миллиона с комиссией). Эта стоимость равна предварительной оценке, которую дал аукционный дом.
И хотя «Портрет» сопровождается обязательными для атрибуции рентгеновскими и инфракрасными изображениями, его многочисленные загадки сбивают с толку как дилеров, так и учёных.
И хотя «Портрет» сопровождается обязательными для атрибуции рентгеновскими и инфракрасными изображениями, его многочисленные загадки сбивают с толку как дилеров, так и учёных.
Работы, уверенно приписанные Боттичелли, — большая редкость на рынке, и на картину был установлен беспрецедентный эстимейт в 80 миллионов долларов. Аукционный рекорд для мастера составляет лишь 10,4 миллиона долларов — столько было заплачено в 2013 году за «Мадонну Рокфеллера» (или «Мадонну с младенцем и юным Иоанном Крестителем»). В декабре 2020 года Sotheby’s продал картину маслом с изображением Христа на кресте, приписанную Боттичелли, всего за 1 миллион фунтов стерлингов.
Но этот портрет
, выполненный темперой на панели из тополя и не вызывающий сомнения в своём поразительном красоте и качестве, стал камнем преткновения в среде экспертов. Некоторые сомневаются, стоит ли приписывать работу самому Боттичелли или же его школе. Впервые она была продана на аукционе как зрелое произведение великого мастера флорентийского Возрождения в 1982 году за 810 тысяч фунтов стерлингов.
Тогда «Молодого человека с медальоном» хотел купить Музей Гетти в Лос-Анджелесе. Но он отказался от планов после того, как авторитетный искусствовед Эверетт Фэху назвал автором произведения Франческо Боттичини, последователя Боттичелли. Впрочем, позже эксперт изменил своё мнение. Но другой учёный, Франк Цёлльнер, в каталоге за 2005 год с осторожностью поместил портрет в группу «оспариваемых», отчасти из-за белых пятен в происхождении. А вот эксперт по искусству Возрождения Лоуренс Кантер, который заявил, что «пёстра история» панели для него несущественна, сказал, что не видит в портрете «увлекательного Боттичелли».
Тогда «Молодого человека с медальоном» хотел купить Музей Гетти в Лос-Анджелесе. Но он отказался от планов после того, как авторитетный искусствовед Эверетт Фэху назвал автором произведения Франческо Боттичини, последователя Боттичелли. Впрочем, позже эксперт изменил своё мнение. Но другой учёный, Франк Цёлльнер, в каталоге за 2005 год с осторожностью поместил портрет в группу «оспариваемых», отчасти из-за белых пятен в происхождении. А вот эксперт по искусству Возрождения Лоуренс Кантер, который заявил, что «пёстра история» панели для него несущественна, сказал, что не видит в портрете «увлекательного Боттичелли».
Рентгеновский снимок «Портрета молодого человека с медальоном» Сандро Боттичелли. Источник: Sotheby’s
В одном искусствоведы солидарны: этот портрет воплощает идеалы красоты Возрождения. Длинные волосы юноши с пробором по центру олицетворяют флорентийский Ренессанс, а яркие краски и простота делают его «вечно современным». Одежда выглядит скромной, но её дорогой тёмно-лиловый цвет выдаёт принадлежность натурщика к высшему сословию. Впрочем, его личность до сих пор остаются одной из интриг.
На протяжении многих лет предполагалось, что на портрете изображён Джованни, брат Лоренцо де Медичи, который был одним из самых значимых покровителей Боттичелли. Возможно, подсказки содержатся в медальоне с изображением святого у него в руках. Рентген показал, что это — инородный предмет, вставленный в картину в том же XIV веке. Вероятно, это работа сиенского художника Бартоломео Булгарини. По одному из предположений, Боттичелли намеренно противопоставил красоту и жизнерадостность молодого человека немощи стареющего святого.
«Юноша с медальоном» в 1930-х годах был описан в коллекции лордов Ньюборо в Уэльсе. Кажется, картину в XVIII веке купил родоначальник династии, сэр Томас Винн, первый баронет Ньюборо, когда жил в Тоскане. Судя по всему, работа висела в холле особняка, и хозяева не предполагали, насколько она ценна — и этим объясняется её исключительное состояние.
В период с 1935 по 1938 год аристократы перепродали панель через посредника частному коллекционеру, чьи наследники и выставили её на уже упомянутый аукцион в 1982 году. За последние три десятилетия «Юношу» демонстрировали в Национальной галерее в Лондоне, Метрополитен-музее в Нью-Йорке, Национальной галерее искусств в Вашингтоне и Штеделевском художественном институте во Франкфурте.
В период с 1935 по 1938 год аристократы перепродали панель через посредника частному коллекционеру, чьи наследники и выставили её на уже упомянутый аукцион в 1982 году. За последние три десятилетия «Юношу» демонстрировали в Национальной галерее в Лондоне, Метрополитен-музее в Нью-Йорке, Национальной галерее искусств в Вашингтоне и Штеделевском художественном институте во Франкфурте.