Изображение Марии Магдалины, недавно приписанное Джан Джакомо Капротти, известному как Салаи, было продано на парижском аукционе Artcurial за 1,7 миллиона евро. Картина стала самой дорогой из немногих известных работ художника.
Панель датирована примерно 1515−1520 годами, и ранее считалась работой другого леонардеска — Джампетрино. Её первоначальная оценка составляла 100−150 тысяч евро, но во время ожесточённых торгов по телефону (аукцион был закрытым из-за мер предосторожности, связанных с COVID-19) она взлетела в 11 раз. Победителем стал некий американский коллекционер.
Салаи был бедным мальчиком из рабочей семьи. Как записано в дневниках Леонардо да Винчи, он пришёл в мастерскую в возрасте десяти лет 22 июля 1490 года, когда самому мастеру было под тридцать.
Салаи был бедным мальчиком из рабочей семьи. Как записано в дневниках Леонардо да Винчи, он пришёл в мастерскую в возрасте десяти лет 22 июля 1490 года, когда самому мастеру было под тридцать.
Кающаяся Магдалина
1520, 65×51 см
Несмотря на эту разницу в возрасте, он стал одним из «любовников» да Винчи. Сейчас это довольно проблематичное определение, учитывая разницу в возрасте и крайнюю молодость Салаи, когда он впервые переступил порог студии. Красивый кудрявый юноша, казалось, приводил Леонардо в бешенство не меньше, чем он пленял его. В одном из своих журналов мастер называет молодого художника «вором, лжецом, упрямцем и обжорой». Отсюда и прозвище Salaì, означающее «дьяволёнок».
Но да Винчи прощал молодому партнёру мелкие преступления, и Салаи оставался с ним более четверти века, вплоть до смерти мастера в 1519 году. Он был финансовым менеджером Леонардо, моделью, агентом и любовником, а также спутником во всех путешествиях. Кроме того, Салаи продолжал писать и в 1515 году стал наставником в мастерской. После смерти Леонардо ему досталась «Мона Лиза».
Но да Винчи прощал молодому партнёру мелкие преступления, и Салаи оставался с ним более четверти века, вплоть до смерти мастера в 1519 году. Он был финансовым менеджером Леонардо, моделью, агентом и любовником, а также спутником во всех путешествиях. Кроме того, Салаи продолжал писать и в 1515 году стал наставником в мастерской. После смерти Леонардо ему досталась «Мона Лиза».
Леонардо да Винчи, «Салаи в фантазийном костюме» (1500)
Сейчас нам известны лишь четыре или пять картин Салаи. Атрибуцию этого изображения Марии Магдалины, прикрывающую свои груди длинными прядями волос, определила миланский искусствовед Кристина Геддо.
По словам представителя Artcurial Эрика Туркина, прежний владелец картины купил её за скромную сумму и доверил панель аукционному дому для продажи без указания авторства. Специалисты обнаружили на поверхности отпечаток большого пальца — художник надавил им свежую краску. «Это характерно для Леонардо и Салаи», — сказал Туркин.
На видео, которое подготовил аукционный дом, Кристина Геддо говорит, что сделала открытие благодаря картине «Голова Христа-Искупителя». Панель, датированная 1511 годом и подписанная «Салаи» недавно была подарена Пинакотеке Амброзиана в Милане. «Это единственная за 500 лет его работа с автографом», — подчеркнула специалист. По её словам, лик Христа из Амброзианы позволяет делать точные сравнения, и у него есть «невероятное сходство и похожие элементы» с лицом Марии Магдалины.
Геддо добавила, что техника «чрезвычайно точно совпадает с техникой мастера… её трудно найти у других леонардесков». В частности, она указывает на то, как Салаи использовал характерное для Леонардо сфумато, а также на множество тонких смывок разжиженной краски. Они накладываются друг на друга для создания тонкого эффекта и создают «постепенный переход от света к тени, что невероятно близко к технике Леонардо». Эксперт также отмечает «навязчивое внимание к деталям», особенно в прорисовке волос.
По материалам The Art Newspaper