войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Недавно найденный набросок доказывает, что Леонардо не писал «Спасителя Мира», говорит учёный

Итальянский учёный утверждает, что обнаружила новое изображение Иисуса Христа, выполненное Леонардо да Винчи. Оно подтверждает сомнения в том, что мастер эпохи Возрождения написал «Спасителя Мира» — самое дорогое произведение искусства в мире.
Недавно найденный набросок доказывает, что Леонардо не писал «Спасителя Мира», говорит учёный
Анналиса Ди Мария — исследовательница Леонардо, ассоциированный член Центра ЮНЕСКО во Флоренции. Частный коллекционер из Лекко показал ей рисунок Иисуса Христа, выполненный красный мелом, и она сразу же увидела в наброске руку Леонардо.

«Это — настоящее лицо „Спасителя Мира“, — сказал Ди Мария в интервью газете La Stampa. — Он напоминает все рисунки Леонардо: это его язык, и он звучит громко и ясно». Она добавила, что при первом взгляде на работу у неё перехватило дыхание.
  • Недавно обнаруженный рисунок, который может быть наброском для «Спасителя Мира» Леонардо. Источник: Международный комитет Леонардо да Винчи
  • Леонардо да Винчи, «Туринский автопортрет» (ок. 1513). Королевская библиотека, Турин
Ди Мария сравнивает рисунок с самым известным автопортретом Леонардо, отмечая, что на обоих лица представлены в три четверти — как предпочитал художник. А на картине «Спаситель Мира» Иисус изображён смотрящим прямо на зрителя. Эта панель, которая несколько веков считалась утраченной, на протяжении многих лет после обнаружения приписывалась художнику Джованни Антонио Больтраффио, который был учеником Леонардо.
Леонардо да Винчи, «Спаситель Мира (Сальватор Мунди)», ок. 1500. Частная коллекция

Но после того ка

Леонардо да Винчи, «Спаситель Мира (Сальватор Мунди)», ок. 1500. Частная коллекция

Но после того как арт-дилер из Нью-Йорка Алекс Пэрриш купил картину за 10 тыс. долларов в 2005 году, эксперты пришли к новому консенсусу — это работа самого Да Винчи. В 2011 году было объявлено о новой атрибуции, и «Сальватор Мунди» был представлен публике на крупной ретроспективе Леонардо в Национальной галерее в Лондоне.

Но даже когда картину выставили на торги Christie’s в Нью-Йорке в 2017 году, некоторые учёные сомневались в авторстве тщательно отреставрированной панели. Однако вопреки критике, она была продана за 450 миллионов долларов, вероятно, наследному принцу Саудовской Аравии Мохаммаду бин Салману. С тех пор работу не видели. Её не было и на недавней мега-ретроспективе в Лувре, посвящённой художнику, несмотря на то, что она, якобы, была куплена для аванпоста этого музея в Абу-Даби.

Анналиса Ди Мария утверждает: недавно обнаруженный рисунок доказывает, что «Спаситель Мира» — не работа Леонардо. А вот новый набросок Иисуса — это этюд
Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? Читать дальше
для настоящей работы мастера с тем же названием, которая имеет совершенно другую, более динамичную композицию.

«Я не единственная, кто всегда говорил, что Леонардо на самом деле не писал „Сальватор Мунди“, — говорит Ди Мария. — Он никогда не мог бы изобразить такого фронтального и неподвижного персонажа».

Рисунок, об открытии которого первым объявил Международный комитет Леонардо да Винчи, первоначально должен был быть представлен на конференции во Флоренции. Анналиса Ди Мария планирует опубликовать свой 80-страничный доклад о работе, как только Италия снимет карантинные ограничения.
По словам искусствоведа, научное исследование показало, что бумага была сделана в начале XVI века, а борода и глаза фигуры полностью соответствуют стилю Леонардо. Но, несмотря на её уверенность, окончательный вердикт относительно подлинности рисунка — и того, что это значит для «Спасителя Мира» — ещё не вынесен.

«Я бы не стал отрицать это сразу, просто ничего не могу сказать, не увидев рисунка и научных доказательств, — сказал в интервью Telegraph Мартин Кемп, крупнейший британский эксперт по Леонардо. — Мне нужно увидеть, нарисован ли Иисус левой рукой. Леонардо все рисовал левой».

По материалам artnet. News