Популярность работ Мэтью Вонга — канадского художника, который покончил жизнь самоубийством в возрасте 35 лет в прошлом году — достигла новых высот. На торгах Christie’s его картина «Шангри-Ла» (2017) ушла за 4,47 миллиона долларов, в шесть раз превысив предварительную оценку в 700 тысяч. Для участия в аукционе было зарегистрировано 13 покупателей, но некоторые даже не успели сделать ставки.
Это не первый случай, когда коллекционеры платят за картины Вонга больше, чем ожидают аукционисты. В июне 2020 года работа «Царство явлений» (2018) ушла на Sotheby’s за 1,8 миллиона долларов — в 22 раза дороже эстимейта в 80 тысяч долларов. Всего с момента смерти художника на торги было выставлено девять произведений, включая «Шангри-Ла».
Мэтью Вонг, «Шангри-Ла» (2017). Частная коллекция
Вонг был поэтом, фотографом и художником-самоучкой, который много рассказывал в соцсетях о развитии своей живописной практики. Эти откровения вкупе с результатами экспериментов привлекли к нему множество преданных поклонников. Одним из них стал дилер-ветеран Джон Чейм, который познакомил Вонга с директором некоммерческого арт-пространства White Columns Мэтью Хиггсом. Вскоре художнику была предоставлена студия в Эдмонтоне, где он углубился в создание атмосферных пейзажей, одновременно укрепляя свой статус самоучки.
После участия в нескольких групповых выставках Вонг дебютировал с «персоналкой» в марте 2018 года в нью-йоркской галерее Karma. Там его творчество получило восторженные отзывы.
Царство явлений
2018, 165.1×203.2 см
Молодой человек был аутистом, страдал синдромом Туретта и не смог преодолеть депрессию, с которой боролся с детства. После его суицида в мастерской осталась серия картин, которая легла в основу посмертной персональной выставки в галерее Karma в ноябре 2019 года.
Поначалу ни одна его работа не выставлялась на продажу, и многие участники торгов считали некорректным выводить на рынок творчество художника так скоро после смерти. «Но коллекционеров, склонных к спекуляциям, невозможно долго сдерживать только моральными соображениями», — заметил написал Нэйт Фриман из Artnet News. В феврале он получил сообщение от арт-консультанта, который писал, что у его клиента «случится сердечный приступ, если тот не получит работу Вонга — он заплатит любую цену».
Поначалу ни одна его работа не выставлялась на продажу, и многие участники торгов считали некорректным выводить на рынок творчество художника так скоро после смерти. «Но коллекционеров, склонных к спекуляциям, невозможно долго сдерживать только моральными соображениями», — заметил написал Нэйт Фриман из Artnet News. В феврале он получил сообщение от арт-консультанта, который писал, что у его клиента «случится сердечный приступ, если тот не получит работу Вонга — он заплатит любую цену».
Всего через несколько месяцев после трагической смерти Вонга один владелец передал Sotheby’s небольшую акварель
, купленную на первой выставке художника в 2018 году. Это был первый случай, когда произведение канадца было выставлено на аукцион. За неё просили 10−15 тысяч долларов, но окончательная цена составила 62,5 тысячи — рекорд на дневной онлайн-распродаже современного искусства.
А остальное, как говорится, уже история.
А остальное, как говорится, уже история.
По матриалам artnet. News