Новое высокотехнологичное исследование «Моны Лизы» Леонардо да Винчи показало, что для создания картины мастер эпохи Возрождения использовал подготовительный эскиз, о котором ничего не было известно ранее.
Слабые следы угольного рисунка проявились во время мультиспектрального анализа. Они свидетельствуют о том, что Леонардо применял так называемую технику спольверо. Суть её в том, что художник прокалывает крошечные дырочки по контурам рисунка и использует угольную пыль для переноса картона на холст или панель.
Учёный Паскаль Котт готовил своё открытие более 15-ти лет и теперь опубликовал его в «Журнале культурного наследия». В 2004 году Лувр позволил ему сделать снимки «Моны Лизы», и прошедшие полтора десятилетия эксперт посвятил изучению более 1650 полученных изображений.
«Лувр пригласил меня, потому что я изобрёл новую высокочувствительную мультиспектральную камеру с очень высоким разрешением», — пояснил Котт.
Учёный Паскаль Котт готовил своё открытие более 15-ти лет и теперь опубликовал его в «Журнале культурного наследия». В 2004 году Лувр позволил ему сделать снимки «Моны Лизы», и прошедшие полтора десятилетия эксперт посвятил изучению более 1650 полученных изображений.
«Лувр пригласил меня, потому что я изобрёл новую высокочувствительную мультиспектральную камеру с очень высоким разрешением», — пояснил Котт.
Фото Паскаля Котта
В камере, названной Lumiere Technology в честь создателей кинематографа, применён новаторский метод усиления слоев. Он позволяет обнаруживать свет, отражённый на 13-ти длинах волн. Котт смог определить угольные линии рисунка в более светлых областях картины, используя комбинацию фотографии в ближнем инфракрасном диапазоне и инфракрасной рефлектографии.
«Оптическая система позволяет увидеть очень мелкие детали, а высокая чувствительность значительно усиливает слабый сигнал, — добавил Котт. — Спольверо на лбу и руке раскрывает полный начальный рисунок».
Спольверо на знаменитой картине было обнаружено впервые. И это говорит о захватывающей вероятности существования бумажного рисунка Моны Лизы, сделанного рукой Леонардо. На нём героиня должна сидеть в несколько иной позе, потому как исследование показывает, что художник внёс коррективы в окончательную композицию.
«Оптическая система позволяет увидеть очень мелкие детали, а высокая чувствительность значительно усиливает слабый сигнал, — добавил Котт. — Спольверо на лбу и руке раскрывает полный начальный рисунок».
Спольверо на знаменитой картине было обнаружено впервые. И это говорит о захватывающей вероятности существования бумажного рисунка Моны Лизы, сделанного рукой Леонардо. На нём героиня должна сидеть в несколько иной позе, потому как исследование показывает, что художник внёс коррективы в окончательную композицию.
В докладе отмечается, что эскиз на картоне мог быть использован для создания других копий картины, например, версии, принадлежащей музею Прадо в Мадриде.
Исследование Котта выявило другие ранее невидимые детали. Например, прямо над головой Моны Лизы есть нечто похожее на заколку для волос. Они были совершенно немодны во Флоренции во время создания картины. В интервью газете Express учёный, предположил, что эта деталь выдаёт не портрет, а аллегорический образ вроде «нереальной женщины, похожей на богиню».
Исследование Котта выявило другие ранее невидимые детали. Например, прямо над головой Моны Лизы есть нечто похожее на заколку для волос. Они были совершенно немодны во Флоренции во время создания картины. В интервью газете Express учёный, предположил, что эта деталь выдаёт не портрет, а аллегорический образ вроде «нереальной женщины, похожей на богиню».
По материалам artnet. News