войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Магию света и буйство красок на полотнах Анны Анкер представляют в Копенгагене

Анна Анкер (1859−1935) — одна из центральных фигур датской живописи на рубеже XIX—XX веков. Из своих поездок за границу она привезла на родину идеи, почёрпнутые в международных художественных движениях, и включила их в свои картины. Художница по-прежнему выделяется непревзойденным использованием цвета и поразительной способностью улавливать лучи солнечного света. Но её картины не ограничиваются лишь этим. Национальная галерея Дании предлагает по-новому взглянуть на работы Анны Анкер. Крупная ретроспектива освободит её от родного Скагена, от связей с колонией художников и поместит в более широкий — международный — контекст.
Магию света и буйство красок на полотнах Анны Анкер представляют в Копенгагене
В 1929 году шведский художник Оскар Бьорк в письме к директору музея Карлу Мадсену так описал свою подругу Анну Анкер: «Я искренне восхищаюсь Анной Анкер как человеком и как художником. Она подобна солнечному блику, и в её картинах есть то, чем никто из нас не обладает в той же мере — тихая преданность делу и палитра, столь сочная, что вы смакуете её, как спелый фрукт».

Анна Брёндум была пятой из шести детей владельцев трактира в рыбацком поселении Скаген. В этом отдалённом уголке Дании, где до 1890 года не было железной дороги, она в юном возрасте познакомилась с молодыми художниками и писателями, которые жили в гостинице. Скаген стал местом сбора прогрессивных творцов, которые называли себя «Современным прорывом». Интерес девушки к рисованию и живописи, который она питала ещё с детства, поощряли некоторые живописцы, в том числе — Микаэль Анкер, её будущий муж.
Все зимы с 1875-го по 1878 год юная Анна проводила в Копенгагене, где училась в женской школе рисования и живописи Вилема Кюна (в датскую Королевскую академию изящных искусств женщин наравне с мужчинами начали принимать лишь в 1908-м). В 1889 году она отправилась в Париж, где её наставником был один из самых известных художников того времени — Пюви де Шаванн. Влияние художественной общины в Скагене и знания, полученные во время поездок, сформировали основные мотивы творчества Анны Анкер: свет, цвет, ландшафты, упрощённое живописное пространство и религия.

Свет и цвет

Солнечный свет, падающий на стену, — ключевой повторяющийся мотив Анны Анкер. Она исследовала его с ранних работ начала 1880-х годов и до последних изображений комнат в 1920-х. При этом датский искусствовед Петер Ларсен замечает, что в отличие от французских импрессионистов, Анна не избегала реальной жизни и не стремилась за ускользающим моментом. Писали, что она была первой среди датских живописцев, кто сумел «поймать солнечный луч».
  • Анна Анкер, «Жена рыбака за шитьём» (1890). Художественный музей Рандерса
  • Анна Анкер, «Девушка, заплетающая волосы» (1901). Национальная галерея Дании
Работа с цветом выделяла Анну Аркер среди других художников с самого начала карьеры. Её очаровывали яркие тона — жёлтый, розовый, пурпурный — и выбор палитры свидетельствует, что она не боялась отличаться от коллег из скагенского сообщества.

Во время своих путешествий в Париж в 1885-м и 1889 годах, а также на выставках французского искусства в Копенгагене Анна Анкер увидела новейшие эксперименты с цветом. Французские импрессионисты стремились запечатлеть мгновения, используя дополнительные цвета — жёлтый-фиолетовый, синий-оранжевый, красный-зелёный — которые в паре усиливают друг друга. Другие пошли ещё дальше и вообще начали отделять цвет от реальности. Одним из таких художников был Поль Гоген, чьи яркие картины Анна Анкер видела и в Париже, и на родине.
  • Анна Анкер, «Девочка с цветком» (1885). Художественные музеи Скагена
  • Анна Анкер, «Этюд головы швеи, Ане» (1890). Художественные музеи Скагена
При этом она проводила самостоятельные эксперименты с цветом. В её палитре смелые «парижские» цвета сочетаются с традиционными оттенками датских крестьянских интерьеров — охрой и жжёной сиеной, которые импрессионисты никогда не использовали. Такой выбор выделяет Анну Анкер среди современников и подтверждает её положение как одного из первых художников-модернистов Дании.

Пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше

Анну Анкер часто называют «художником интерьеров», подразумевая, что она в основном писала сцены во внутренних помещениях. Однако это грубое упрощение. К пейзажной живописи относится гораздо больше её произведений, чем предполагалось ранее. В её творчестве можно найти разнообразные ландшафты — залитые солнцем городские сцены, пляжи Скагена в лунном свете и изображения сельской местности. Многие пейзажи кажутся почти абстракциями, в которых встречаются две плоскости цвета, другие работы пропитаны атмосферой и наполнены смыслом.
Множество небольших эскизов вересковых пустошей вокруг Скагена говорят о том, что Анна Анкер предпочитала небольшие, плотно насыщенные цветом композиции. Но вместе с тем, в Скандинавии в 1890-х годах пользовалась популярностью особая категория — «пейзаж, вызывающий воспоминания». В нём художники часто изображали объекты не так, как они представляют мир, а так, чтобы они несли символическое значение и особую атмосферу. Некоторые работы Анны Анкер представляют собой такие ландшафты. В её творчестве «пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
как символ» и «пейзаж как впечатление» сосуществуют бок о бок.

Упрощение

Анну Анкер, как и других художников Скагена, часто связывают с натурализмом — движением, целью которого было максимально точное представление мира. Но при внимательном рассмотрении можно заметить, что она упрощает и сокращает изображаемые предметы.
Анна Анкер, «В полдень» (1914). Художественный музей Сорё

Стоит вспомнить, что один из учителей Анк

Анна Анкер, «В полдень» (1914). Художественный музей Сорё

Стоит вспомнить, что один из учителей Анкер, Пюви де Шаванн, известен тем, что урезал изображения, подчёркивая их монументальные аспекты. Вместе с тем, Европа была охвачена интересом к японскому искусству. Друг художницы Карл Мадсен в 1885 году опубликовал книгу по японской живописи и позаботился о том, чтобы датские живописцы познакомились с особыми чертами японского искусства, в том числе — резко обрезанными предметами и отказом от перспективы в западном понимании.

Взяв на вооружение эти принципы, Анна Анкер разработала собственный стиль живописи. Она часто возвращалась к одной и той же теме, проверяя, насколько можно упростить фон или насколько пустым может быть графическое пространство. В этом процессе её живопись всё дальше уходила от истинного представления мира и всё больше превращалась в абстрактные этюды на куске холста.

Религия

Религиозные сюжеты в творчестве Анны Анкер уже давно вызывают недоумение. Движение «Современный прорыв», к которому она относилась, предпочитал описывать мир с научной, объективной точки зрения, оставляя мало места для религии. Однако, в отличие от других художников Скагена, в творчестве Анкер есть большая группа работ на религиозную тему.
Она была воспитана в традиционных христианских ценностях и, как известно из её писем двоюродной сестре, ходила в церковь, когда училась в Копенгагене. Но вместе с тем, у неё был равный брак, и сама художница входила в либерально настроенное художественное сообщество.

При изучении работ Анны Анкер стоит учесть эту двойственность. Возможно, в колонии художников она нашла место для религии. Свет на её картинах до сих пор описывался как объективное представление мира, в то время как религиозные мотивы рассматривались как изображение жизни в Скагене. Но, возможно, работы Анны Анчер также открывают простор для религиозного взгляда на жизнь.
Рекомендуемые выставки и показы
Выставка «Анна Анкер» в Государственном музее искусств Дании откроется 4 ноября 2020 года и завершится 31 января 2021-го. В экспозицию войдут около 150 картин и пастелей, а также 30 рисунков, письма, альбомы для рисования, фотографии и культурные артефакты.