Рождённые в современную эпоху, мы часто не знаем, как всё было прежде. Можно только представлять, как выглядел тот или иной человек, основываясь на субъективном видении художника или зернистой чёрно-белой фотографии. Несмотря на усилия живописцев, картины редко могут достичь должного уровня реализма. Так что остаётся лишь задаваться вопросом, как на самом деле выглядели некоторые самые известные исторические фигуры. Бас Утервейк, фотограф из Амстердама, имеющий опыт работы с компьютерной графикой, 3D-анимацией и спецэффектами, медленно, но верно пытается дать ответ на этот вопрос.
Свои исследования Бас начал в 2019 году. После успешных экспериментов с фотографией американского преступника Билли Кида (или Малыша Билли) он решил попробовать воссоздать кого-то, кто жил в эпоху до изобретения фотографии. Дизайнер остановился на образе Наполеона, но не стал публиковать результаты, посчитав их «хорошими, но не идеальными». Несколько месяцев назад он вернулся к портрету императора — и на этот раз был удовлетворён.
«Программное обеспечение, с которым я работаю, быстро развивается», — решил Бас, и предположил, что со временем результаты будут становиться лучше и лучше.
«Я думаю, что человеческое лицо не сильно изменилось за тысячи лет. За исключением причёсок и макияжа, люди, которые жили давно, вероятно, очень похожи на нас, — сказал Утервейк в интервью изданию Bored Panda. — Но мы привыкли видеть их в зачастую искажающих стилях древних художественных форм, которые существовали задолго до изобретения фотографии».
Слева — Фаюмский портрет
, справа — реконструкция Баса Утервейка. Источник: whatsnew2day.com
Фотограф начал экспериментировать с созданием изображений, используя генеративно-осязательные нейронные сети, которые, как он считает, «однажды станут преемником фотографии». «Эти сети „глубокого обучения“ знают тысячи фотографий человеческих лиц и способны создавать практически фотореалистичных людей с нуля или помещать загруженные лица во „встроенное пространство“ из всего, что получено при изучении модели», — рассказывает экспериментатор.
Помимо картин он экспериментирует также со скульптурами.
Помимо картин он экспериментирует также со скульптурами.
«Давид» Микеланджело и реконструкция Баса Утервейка
Бас работает с программой Artbreeder, которая использует искусственный интеллект и нейронные сети для создания почти фотореалистичных изображений. Она берёт за основу входные данные, загруженные пользователь, и комбинирует с тем, что знает о том, как выглядит лицо или как ведёт себя свет на фотографии. «Я стараюсь сделать всё как можно ближе к процедуре и позволить искусственному интеллекту выполнить значительную часть работы. Но иногда мне приходится немного подправлять изображение в Photoshop, потому что эти сети ещё не воспроизводят одежду или классические прически», — говорит Утервейк.
«Я считаю свои творения скорее художественной фантазией, чем научно обоснованными экспериментами. Но мне кажется, что в некоторых случаях результаты гораздо ближе к реальности, чем у большинства других методов, которые до сих пор используются в реконструкциях лиц», — заявил Бас.
«Я считаю свои творения скорее художественной фантазией, чем научно обоснованными экспериментами. Но мне кажется, что в некоторых случаях результаты гораздо ближе к реальности, чем у большинства других методов, которые до сих пор используются в реконструкциях лиц», — заявил Бас.
Сейчас он работает над моделированием лица Анны Франк, еврейской девочки, погибшей в Освенциме. Фотограф поясняет: «Есть несколько известных её фотографий, поэтому я хочу сделать её старше, представить в том возрасте, которого она так и не достигла».
Вообще говорят, что главная цель художника-портретиста не в том, чтобы правильно передать мелкие детали, а в том, чтобы запечатлеть «сущность» характера человека. Как вы думаете, Басу удалось этого достичь?
По материалам Bored Panda