В течение сотен лет эта картина из Королевской коллекции была внесена в каталог как «Портрет
дамы», предположительно скопированный с утраченной картины Ганса Гольбейна Младшего, придворного живописца Генриха VIII. Теперь его натурщицу опознали как Мэри Болейн, соблазнительную любовницу короля и сестру его обезглавленной второй жены Анны.
Исследователи нашли прочную связь картины с серией «Четырнадцать красавиц», которая украшала ванную комнату королевы Анны в Виндзорском замке 300 лет назад (Анна правила с 1702 по 1714 годы и была последним представителем династии Стюартов на английском престоле). В XIX веке эту работу отделили от других, поскольку она несколько отличалась от них. Каждая картина из набора была написана в XVII веке и вставлена в схожие позолоченные рамы, а эта казалась странной, потому что модель на ней была изображена в платье XVI века. Все остальные портреты были образами аристократок XVII века — герцогинь и графинь. Возможно, все они были копиями оригинальных работ сэра Антониса ван Дейка и сэра Питера Лели — придворных художников королей Карла I и Карла II — а также миниатюриста Сэмюэля Купера.
В XIX веке 13 портретов были перенесены в гостиную королевы Виктории в Виндзоре, а совсем недавно — в Хайгроув, частную резиденцию принца Уэльского и герцогини Корнуольской. Четырнадцатый портрет
был отправлен в лондонский дворец Хэмптон-корт, а в 1995 году — во дворец Холируд-хаус в Эдинбурге, где сейчас висит в спальне королевы Марии I Шотландской.
Теперь учёные нашли новые доказательства, определив возраст и происхождение дерева, использованного для портрета. Они также сопоставили изображение с другими образами Мэри Болейн, в том числе из замка Лонгфорд и Уорикского замка. К удивлению искусствоведов, дерево исследуемого портрета было таким же, как в одной работе из набора «Четырнадцать красавиц» — изображении леди Герберт (которая, кстати, вышла замуж за праправнука Мэри Болейн).
Теперь учёные нашли новые доказательства, определив возраст и происхождение дерева, использованного для портрета. Они также сопоставили изображение с другими образами Мэри Болейн, в том числе из замка Лонгфорд и Уорикского замка. К удивлению искусствоведов, дерево исследуемого портрета было таким же, как в одной работе из набора «Четырнадцать красавиц» — изображении леди Герберт (которая, кстати, вышла замуж за праправнука Мэри Болейн).
Открытия были сделаны специалистами проекта «Панели Йорданса и ван Дейка», который базируется в Брюсселе и имеет необходимое оборудование для проведения тестов. Соучредитель проекта Джастин Дэвис сказал, что результаты исследования были неожиданными. Оказалось, что шесть из четырнадцати панелей сделаны из одного дуба. Это дерево начало расти на юго-западе Германии до 1393 года, и было срублено в период с 1651 по 1671 годы. «Сам по себе этот результат является мировым рекордом — ранее нигде не встречались шесть панно из одного и того же дерева», — сказал эксперт.
Все 14 картин принадлежат кисти Ремигиуса ван Лемпута, фламандского художника, приехавшего в Лондон в 1630-х годах. Он работал в мастерской Ван Дейка и специализировался на копировании его произведений. По словам Джастина Дэвиса, Ван Лемпут был невероятно талантливым художником. Король Карл I развесил его копии в своих дворцах, а живописцы той эпохи были в восторге от реплик, потому что они становились рекламой их мастерства. Работы Ван Лемпута чрезвычайно ценятся и сегодня, поскольку не все оригиналы, с которых они были скопированы, сохранились.
Все 14 картин принадлежат кисти Ремигиуса ван Лемпута, фламандского художника, приехавшего в Лондон в 1630-х годах. Он работал в мастерской Ван Дейка и специализировался на копировании его произведений. По словам Джастина Дэвиса, Ван Лемпут был невероятно талантливым художником. Король Карл I развесил его копии в своих дворцах, а живописцы той эпохи были в восторге от реплик, потому что они становились рекламой их мастерства. Работы Ван Лемпута чрезвычайно ценятся и сегодня, поскольку не все оригиналы, с которых они были скопированы, сохранились.
Все 14 картин из серии были перечислены в инвентаре Королевской коллекции в XVIII веке. Позже исследуемая работа была внесена в каталог как портрет
Анны Болейн, выполненный Гольбейном, в к 1861 году стала просто «портретом дамы при дворе Генриха VIII». До сих пор модель считалась неизвестной женщиной в костюме тюдоровской эпохи.
Таким образом, вся серия воссоединилась спустя 300 лет, а одна из четырнадцати красавиц получила имя.
Таким образом, вся серия воссоединилась спустя 300 лет, а одна из четырнадцати красавиц получила имя.
По материалам официального сайта проекта «Панели Йорданса и ван Дейка»