Пандемия COVID-19 серьезно повлияла на многие сферы жизни людей по всему миру. Сейчас некоторые страны уже постепенно снимают карантинные ограничения, а другие по-прежнему переживают нелегкие времена. Само собой, такая глобальная проблема не могла не найти отражение в искусстве, в том числе уличном. Рассказываем о самых интересных работах, которые появились на стенах разных городов мира за время пандемии.
Недавно мы рассказывали о новой работе Бэнкси, посвященной медицинским работникам. Многие уличные художники повторяют ту же важную мысль: именно врачи, медсестры и другие люди, продолжающие работать «на передовой», являются настоящими супергероями во время мирового кризиса. Например, амстердамский художник под псевдонимом FAKE изобразил медсестру в маске с эмблемой Супермена. А надпись на варшавском мурале гласит: «Не все герои носят плащи».
Другие уличные художники превратили свои работы в политические высказывания и раскритиковали власти, которые не принимали достаточных мер для предотвращения или хотя бы сдерживания пандемии. Больше всех досталось, конечно, президенту США Дональду Трампу, который за последние месяцы сделал несколько абсурдных и даже опасных заявлений. В том же духе бразильский уличный художник Айра Окреспо изобразил президента Бразилии Жаира Болсонару, слишком беспечно отнесшегося к пандемии и росту заболеваемости в его стране. В работе австралийского художника LUSHSUX председатель КНР Си Цзиньпин в защитном костюме говорит: «Здесь не на что смотреть. Продолжайте».
Некоторые художники в любой ситуации находят место юмору. В случае с пандемией объектом сатирических зарисовок стали люди, которые сметали с полок магазинов консервы и туалетную бумагу. К примеру, доминиканский художник Хесус Круз Артилес под псевдонимом EME Freethinker нарисовал на одной из стен в Берлине персонажа «Властелина колец» Голлума, сжимающего в руках заветный рулон со словами «Моя прелесть».
Уличное искусство часто становится отражением новостной повестки, неотъемлемой составляющей мейнстрим-медиа. Каждый рисунок, появившийся на стенах за время пандемии, — это комментарий, часть спектра мнений. И эти комментарии, в отличие от многих других, не нуждаются в авторитетном одобрении и разрешении, что позволяет уличным художникам говорить о вещах, которые могут замалчиваться в «официальном» медиапространстве.
Высмеивая политических лидеров, подтрунивая над «низменными» человеческими страстями и воспевая мужество реальных людей, эти муралы дарят людям короткую передышку от потока новостей и психологического груза глобального кризиса. Художники выражают общие чувства: гнев, страх, разочарование, но также и огромную любовь, надежду и уважение. И, возможно, помогают нам перед лицом глобальной катастрофы почувствовать единение и связь друг с другом.
Заглавная иллюстрация: фрагмент работы шотландского уличного художника The Rebel Bear в Глазго.