«В дизайне необходимо сочетать 30% достоинства, 20% красоты и 50% абсурда». Японский дизайнер плакатов, скульптор и график Сигэо Фукуда (Shigeo Fukuda) появился на свет незадолго до начала Второй Мировой войны. А через много лет стал создавать плакаты, пропагандирующие пацифизм, бережное отношение к природе и… искусство визуальной игры.
В соцсетях одна из работ культового японского дизайнера то и дело снова начинает свое победное шествие (причем, в буквальном смысле — изображены… ноги!): тысячи «лайков» и перепостов… Имя же автора указывают далеко не всегда.
Источник изображения
Сигэо Фукуда родился 14 февраля 1932 года в Токио в семье, которая занималась производством игрушек. Интерес к изобразительным искусствам появился у Сигэо еще в подростковом возрасте, когда он увлекся минималистичным швейцарским стилем графического дизайна. Окончив школу, Фукуда отправился изучать дизайн в Национальный университет изобразительных искусств и музыки. В 1966 году его работы были отмечены на чехословацком конкурсе графического дизайна, а уже в следующем году Фукуда получил первый серьезный заказ на создание плакатов для Всемирной выставки в Монреале.
При виде образов японского мастера сразу вспоминается «иллюзион» работ Эшера. Что ж, Фукуда не скрывал того, что разрабатывает его идейный массив: японский дизайнер даже сделал трехмерные модели «Водопада» и «Бельведера» - известнейших «парадоксальных» объектов М. К. Эшера
Вскоре после создания серии плакатов для Всемирной выставки в Монреале работы Сигэо заметил в японском журнале знаменитый американский арт-директор Пол Рэнд. Разглядев в этих работах серьезный потенциал, Рэнд помог Фукуде с организацией первой выставки в США.
В 1960-х Фукуда увлекся иллюзионизмом. Он иллюстрировал колонку о визуальной магии в газете Ашаи и возглавлял рубрику «Визуальный цирк» в журнале Idea. Благодаря иллюзиям и загадкам работы Фукуды завоевали множество наград по всем миру. Сам же он говорил о своей технике так: «Я считаю, что в дизайне необходимо сочетать 30% достоинства, 20% красоты и 50% абсурда».
В отличие от западных стилей выражения, японскому присуща скорее эмоциональность, чем рациональность. Фукуда же с помощью своего собственного универсально узнаваемого стиля разрушает культурные и языковые барьеры, говоря о важных вещах предельно простым языком. Его минималистичные плакаты вроде «Победы 1945» или «Счастливого Дня Земли» поражают куда сильнее, чем это могли бы сделать сложносочиненные визуальные композиции.
Среди известных работ Фукуды, по следам которого идет уже не одно поколение дизайнеров и художников — работа 1987 года под названием «Lunch with a Helmet On» («Ланч в мотоциклетном шлеме»). Объект создан из более чем трех тысяч ножей, вилок и ложек: кажущийся хаос при определенном освещении образует тень в виде мотоцикла. По тому же принципу сделаны и другие работы дизайнера — парусник (две тысячи ножей), буквы и другие.
А на видео здесь (ок. 1.13 мин) можно увидеть и легендарную «сумасшедшую» дверь дома Фукуды. Добро пожаловать в реальный мир иллюзий!