Документальный фильм от британского вещателя BBC Four предлагает неожиданную версию трагического эпизода из жизни Винсента Ван Гога. Предполагается, что он отрезал себе ухо, чтобы таким экстравагантным образом показать, что «побеждён» своим конкурентом Полем Гогеном. Уважаемый британский арт-критик и продюсер Вальдемар Янушчак считает, что голландский постимпрессионист, будучи поклонником корриды, подражал раненому быку на ринге. Свои захватывающие откровения искусствовед изложил в новом эпизоде цикла «Тайны искусства с Вальдемаром Янушчаком», в котором он пытается раскрыть загадки известных произведений.
Все новые подсказки о драматическом событии в судьбе Ван Гога, который, как известно, страдал от острой депрессии, Янушчак нашёл в «Автопортрете с перевязанным ухом», который был написан в январе 1889 года. Эта впечатляющая картина появилась на свет вскоре после того, как художник отрезал себе бритвой часть уха.
На заднем плане работы есть изображение мольберта, который критик интерпретирует как распятие. Янушчак говорит, что Ван Гог был «гением с комплексом Христа и сравнивал свои страдания с Иисусом». Он полагает, что распространённое объяснение, будто художник испытывал галлюцинации из-за алкоголизма, слишком упрощено. Искусствовед, который называет эпизод с ухом «одной из самых больших загадок в истории искусства», считает, что большинство ответов лежит в самой картине — а также в отношениях Ван Гога с его другом Гогеном.
На заднем плане работы есть изображение мольберта, который критик интерпретирует как распятие. Янушчак говорит, что Ван Гог был «гением с комплексом Христа и сравнивал свои страдания с Иисусом». Он полагает, что распространённое объяснение, будто художник испытывал галлюцинации из-за алкоголизма, слишком упрощено. Искусствовед, который называет эпизод с ухом «одной из самых больших загадок в истории искусства», считает, что большинство ответов лежит в самой картине — а также в отношениях Ван Гога с его другом Гогеном.
Автопортрет с перевязанным ухом
Январь 1889, 60.5×50 см
«Вспомните своего самого эксцентричного преподавателя, который не ленился вскочить на стул, не боялся сломать указку и не стеснялся скорчить рожу пострашнее — словом, готов был на любые трюки для того, чтобы вы на всю жизнь запомнили его уроки. Некого вспомнить — представьте. Теперь умножьте масштаб деятельности на 10, добавьте весьма сложную тему уроков и пристальные взгляды снобов-коллег. Получите самого известного арт-критика Британии, режиссера и ведущего документальных фильмов об искусстве Вальдемара Янушчака," - рассказ об этом арт-деятеле в Артхиве.
Итак, Ван Гог переехал из Парижа в Арль, на юг Франции, в начале 1888 года. Как сказано в документальном фильме, он хотел учредить коммуну художников-единомышленников, но коллеги из Парижа в основном избегали его — за исключением Гогена.
Пара часто заглядывала в местный бордель, но в фильме говорится, что Гоген был «сладкоречивым говоруном» и «очень хорош с женщинами» — чем не отличался Ван Гог. Соперничество вышло на пик, когда француз написал портрет Мари Жину из «Кафе де ла Гар». Ван Гог хотел, чтобы она позировала и ему, но Гоген позволил ему рисовать её лишь по своим наброскам.
Пара часто заглядывала в местный бордель, но в фильме говорится, что Гоген был «сладкоречивым говоруном» и «очень хорош с женщинами» — чем не отличался Ван Гог. Соперничество вышло на пик, когда француз написал портрет Мари Жину из «Кафе де ла Гар». Ван Гог хотел, чтобы она позировала и ему, но Гоген позволил ему рисовать её лишь по своим наброскам.
Ссора достигла апогея, когда друзья вышли из кафе вместе в ночь на 23 декабря 1888 года. Вальдемар Янушчак говорит: «Ван Гог приставал к Гогену из-за арлезианки Мари и при этом угрожал своему другу бритвой. Гоген пристально посмотрел на него. Тогда Ван Гог кинулся в „Жёлтый дом“ [где они жили] и отрезал себе ухо». Он завернул его в газету, отнёс в бордель и отдал женщине по имени Рашель. Та упала в обморок.
Янушчак утверждает, что на автопортрете Ван Гога Рашель представлена в образе японской гейши.
Янушчак утверждает, что на автопортрете Ван Гога Рашель представлена в образе японской гейши.
Обитателей Арля разозлила эта история, и они пытались заставить Ван Гога покинуть город. Янушчак рассказывает: «Дети бросали в него камнями, а горожане подписывали петицию, чтобы выгнать его. Его отвергали, поднимали на смех и презирали». Теперь Арль получает выгоду от того короткого периода, когда Ван Гог жил там — в городе есть музей и фонд его имени, проводятся пешеходные экскурсии по памятным местам.
Ван Гог умер в 1890 году после того, как выстрелил себе в грудь.
«Автопортрет с отрезанным ухом», давший Вальдемару Янушчаку пищу для размышлений, хранится в Институте Курто в Лондоне, который сейчас закрыт на реконструкцию.
Ван Гог умер в 1890 году после того, как выстрелил себе в грудь.
«Автопортрет с отрезанным ухом», давший Вальдемару Янушчаку пищу для размышлений, хранится в Институте Курто в Лондоне, который сейчас закрыт на реконструкцию.
По материалам газеты Express