Самая дорогая картина Клода Моне — «Стога сена» (1890) стоимостью в 110,7 миллионов долларов — предстала на публичном показе впервые за 75 лет. Полотно стало «звездой» выставки «Моне. Места» в Музее Барберини в Потсдаме, где собраны более ста работ, относящихся ко всем периодам творчества мастера-импрессиониста.
В последний раз «Стога сена» выставлялись для публики в Нью-Йорке в 1945 году. На открытые торги картина попала всего дважды за свою историю — в 1986-м и 2019 годах. Во второй раз она стала самым дорогим произведением импрессионистов, и удерживает этот рекорд до сих пор.
Выставка «Моне. Места», организованная совместно с Денверским художественным музеем, стала одной из крупнейших на территории Германии ретроспектив французского художника. Картины отмечают места, где Моне черпал вдохновение для своего творчества на пленэре — от Парижа и деревень Аржантёй, Ветёй и Живерни вдоль Сены до таких мест, как Лондон и Венеция. Выставка, расположившаяся на трёх этажах, впервые иллюстрирует его художественное развитие через выбор и осознание мест.
Выставка «Моне. Места», организованная совместно с Денверским художественным музеем, стала одной из крупнейших на территории Германии ретроспектив французского художника. Картины отмечают места, где Моне черпал вдохновение для своего творчества на пленэре — от Парижа и деревень Аржантёй, Ветёй и Живерни вдоль Сены до таких мест, как Лондон и Венеция. Выставка, расположившаяся на трёх этажах, впервые иллюстрирует его художественное развитие через выбор и осознание мест.
Стога сена
1891
Место было важным для Клода Моне. Его интересовал свет, который по-особому играл на ландшафте в зависимости от погоды, времени года и суток. Художник исследовал мимолётные эффекты атмосферных явлений — и всегда искал географические точки, где подобные изыскания становились наиболее сложными: от ослепительного сияния Ривьеры до пронизанного ветром атлантического побережья северной Франции. Выставка «Моне. Места» раскрывает, какие задачи ставил перед собой художник, выбирая, где жить и куда поехать. Эта широкая панорама его творчества иллюстрируется более сотней экспонатов, начиная с его первой зафиксированной композиции и заканчивая знаменитыми водяными лилиями, написанными в саду в Живерни в последние годы карьеры.
В своей переписке Моне неоднократно упоминал о личной необходимости начать с погружения в ландшафт, чтобы ощутить неизведанную территорию прежде, чем правильно передать её на холсте. То, как он заранее «формулировал» свои композиции, фундаментально отличалось от широко распространённого клише, что импрессионистское искусство — это «спонтанное» взаимодействие с природой. Желание достоверно изобразить пейзаж
, чтобы ухватить это субъективное впечатление, было непременным условием его живописной практики.
В отличие от многих современников, чьи работы были неразрывно связаны с определённой территорией, Моне искал пейзажи, настроения и свет не только по всей Франции, но и за её пределами. Возможность работать в самых разных местах ему давали технические новшества, такие как портативный мольберт и промышленные масляные краски в металлических тюбиках удобного размера. Ещё одним важным аспектом стала сеть железных дорог, которая быстро расширялась с 1850 года, предоставив новые преимущества французским пейзажистам.
Виллы Бордигеры
1884
XIX век был веком путешествий, и творчество Моне ярко отражает эту новую мобильность, привнесённую железными дорогами. Многие места, которые запечатлел живописец, были излюбленными туристическими областями, широко тиражируемыми на художественных открытках и любительских фотографиях. Моне воспользовался этим, чтобы обратиться к зарождающемуся городскому среднему классу — клиентам с покупательной способностью, которые любили туризм, досуг и отдых.
Картины Моне всегда передают субъективное чувство, для которого он использовал термин «ощущение». Значение места уже очевидно в названиях, выбранных художником, где он ссылается на определённые географические пункты, например, «Вид Бордигеры» или «Скалы в Порт-Гульфар». Моне прекрасно понимал, что место может служить знаком идентификации или торговой маркой, а потому прилагал все усилия, чтобы сделать топографию своих картин отличительной, не использовать такие общие названия, как «Приморский город» или «Чёрные скалы», как это было принято в Салоне в то время.
Картины Моне всегда передают субъективное чувство, для которого он использовал термин «ощущение». Значение места уже очевидно в названиях, выбранных художником, где он ссылается на определённые географические пункты, например, «Вид Бордигеры» или «Скалы в Порт-Гульфар». Моне прекрасно понимал, что место может служить знаком идентификации или торговой маркой, а потому прилагал все усилия, чтобы сделать топографию своих картин отличительной, не использовать такие общие названия, как «Приморский город» или «Чёрные скалы», как это было принято в Салоне в то время.
Скалы в Порт-Гульфар
1886, 65×81 см
Основой для экспозиции стали картины из коллекции Хассо Платтнера, основателя и покровителя музея Барберини, а также из собрания Денверского художественного музея. Однако они дополнены работами, присланными из музеев и частных коллекций по всему миру, включая Музей Орсе и Музей Мармоттана — Моне в Париже, Национальную галерею в Лондоне, Музей Тиссена-Борнемисы в Мадриде, Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Национальную галерею искусств в Вашингтоне, Музей Хаммера в Лос-Анджелесе, Национальный музей западного искусства в Токио и Национальную галерею Австралии в Канберре.
Все экспонаты сгруппированы тематически по определённым локациям. Проходя через залы, посетители прослеживают все этапы творчества Моне и получают представление о местах, которые его вдохновляли. Конечная точка ретроспективы в музее Барберини — зал, полностью посвящённый саду в Живерни. В его культовых изображениях кувшинок и японского мостика проявляется свободная игра цвета и формы, что делает Моне одним из важнейших предшественников абстрактной живописи в начале ХХ века.
Выставка «Моне. Места» в Музее Барберини в Потсдаме продлится до 1 июня 2020 года.
Выставка «Моне. Места» в Музее Барберини в Потсдаме продлится до 1 июня 2020 года.
По материалам официальных сайтов Музея Барберини в Потсдаме и аукционного дома Sotheby’s