Эдвард Мунк, «Крик» (1910). Музей Мунка, Осло
Мир искусства всё чаще обращается в лаборатории, чтобы выяснить, что происходит с картинами конца XIX — начала XX века. Жёлтый цвет на полотнах Винсента Ван Гога местами стал коричневым, а пурпурные оттенки кое-где «ушли» в голубой. Работы голландца широко изучались, но о палитре Мунка известно меньше. Теперь учёные, используя новейшие технологии и инструменты, делают новые открытия.
Команда Лаборатории научного анализа живописи в Гарлеме, исследующая «Крик» под руководством Дженнифер Масс, обнаружила, что под микроскопом поверхность картины напоминает гроздь сталагмитов. Нанокристаллы, растущие на полотне из Музея Мунка — явное свидетельство деградации красочного слоя возле рта центральной фигуры, в небе и воде.
Эксперты более полно проанализировали материалы, использованные Мунком, и этой весной собираются раскрыть подробную историю «Крика». Команда доктора Масс смогла сузить подбор красок, которые использовал художник, изучив его тюбики, около 1400 из которых хранятся в музее в Осло. Со временем под воздействием среды жёлтый сульфид кадмия окислился в два белых химических соединения — сульфат кадмия и карбонат кадмия.
По словам Дженифер Масс, анализ показал, что подобные явления наблюдаются у 20-ти процентов картин импрессионистов и экспрессионистов, созданных между 1880-ми и 1920-ми годами. На самом деле эти проблемы могут затронуть все работы, чьи авторы использовали определённые материалы.
В тот момент многие художники отказывались от традиционных живописных техник, говорит Лена Стрингари, главный реставратор музея Соломона Гуггенхайма, которая изучала изменения в цветах и пигментах на работах Ван Гога. «Многие мастера работали на пленэре и экспериментировали с различными теориями красок и цветов, — сказала она. — Это был взрыв цвета и отказ от академизма».
Это сделало новые пигменты популярными, но они были непредсказуемы, подчёркивает доктор Масс. «Мы не можем сказать: „О, это дерево, поэтому мы знаем, что листва будет зелёной“, — пояснила она. — Потому что у Матисса или Мунка это не обязательно так, и здесь нам придётся делать ставку на науку».
Консерваторы не будут применять новые пигменты на холстах, но цифровые реконструкции могут показать, как картины выглядели в прошлом.
Доктор Масс предсказывает применение дополненной реальности в реконструкциях, когда можно будет поднести смартфон к картине и увидеть её прежние цвета.
Физика, органическая химия и мир искусства не всегда создавали тройственный союз. «До недавнего времени главными были искусствоведы, именно они настаивали на том, чтобы последнее слово оставалось за ними, — поясняет Килиан Анхойзер, главный научный сотрудник Geneva Fine Art Analysis. — А теперь у нас множество скандалов с подделками, в которых точку ставят научные исследования. Это несколько меняет ситуацию».
Интересно, что сам Ван Гог входил в число художников, которые знали о подводных камнях новых пигментов. «Я только что проверил: все цвета, которые импрессионизм сделал модными, нестабильны, — писал он своему брату Тео в 1888 году. — Использовать их смелее бессмысленно, время только больше их смягчит».
«Картины увядают, как цветы», — заметил он позже.