«Ценная и редкая скульптура», приобретённая Музеем Пола Гетти за 3−5 миллионов долларов США как произведение Поля Гогена, была признана подделкой. Теперь, как сообщают The Art Newspaper и Le Figaro, искусствоведы приписали работу под названием «Голова с рогами» неизвестному художнику и изъяли из постоянной экспозиции.
Учреждение приобрело скульптуру в 2002 году у фирмы Wildenstein & Company. Ею владеет влиятельная франко-американская династия арт-дилеров, вовлечённых в многочисленные судебные процессы.
Исследователи без шума изменили атрибуцию в декабре прошлого года, и работа не участвовала в недавних крупных выставках произведений Гогена в Национальной галерее Канады в Оттаве и Национальной галерее в Лондоне. Основными доказательствами, связывающими скульптуру с французским постимпрессионистом, были две фотографии, сделанные художником и включённые в его воспоминания о путешествии на Таити. В пресс-релизе 2002 года кураторы Гетти отметили сходство скульптуры с Гогеном и предположили, что это — символический автопортрет .
Исследователи без шума изменили атрибуцию в декабре прошлого года, и работа не участвовала в недавних крупных выставках произведений Гогена в Национальной галерее Канады в Оттаве и Национальной галерее в Лондоне. Основными доказательствами, связывающими скульптуру с французским постимпрессионистом, были две фотографии, сделанные художником и включённые в его воспоминания о путешествии на Таити. В пресс-релизе 2002 года кураторы Гетти отметили сходство скульптуры с Гогеном и предположили, что это — символический автопортрет .
«Скульптура Гогена чрезвычайно редкая и интригующая, — сказала в момент приобретения Дебора Гриббон, тогдашняя директор учреждения. — Нам особенно повезло, что мы можем показать „Голову с рогами“, которая станет центром нашей экспозиции символического искусства».
После покупки музей охотно передавал произведение в аренду. Оно побывало на выставках в Tate Modern в Лондоне, Национальной галерее искусств в Вашингтоне, MoMA в Нью-Йорке и Museo delle Culture в Милане.
Однако на скульптуре нет подписи Гогена. Первоначально работа датировалась 1895 — 1897 годами, что совпадало с периодом, проведённым художником на Таити. Сейчас же считается, что её сделали в 1894 году, когда Гоген был ещё во Франции.
После покупки музей охотно передавал произведение в аренду. Оно побывало на выставках в Tate Modern в Лондоне, Национальной галерее искусств в Вашингтоне, MoMA в Нью-Йорке и Museo delle Culture в Милане.
Однако на скульптуре нет подписи Гогена. Первоначально работа датировалась 1895 — 1897 годами, что совпадало с периодом, проведённым художником на Таити. Сейчас же считается, что её сделали в 1894 году, когда Гоген был ещё во Франции.
Рисунок Гогена «Таитянка и злой дух» (ок. 1900). Музей современного искусства, Нью-Йорк
Работа уже давно вызывала сомнения у некоторых экспертов. Вскоре после того, как музей Гетти купил «Голову», коллекционер таитянских фотографий XIX века Фабрис Фурмануар обнаружил изображение скульптуры, сделанное Жюлем Агостини и подписанное «Idole Marquisienne» («Маркизский идол»). Исследователь предположил, что произведение выполнил художник, проживавший на Маркизских островах, которые затем стали частью Французской Полинезии.
В фотоальбоме Агостини «Голова с рогами» расположена рядом с портретом Джорджа Лагарда, коллекционера-этнографа, который, возможно, и был владельцем скульптуры. Обе фотографии датируются 1894 годом.
В фотоальбоме Агостини «Голова с рогами» расположена рядом с портретом Джорджа Лагарда, коллекционера-этнографа, который, возможно, и был владельцем скульптуры. Обе фотографии датируются 1894 годом.
Фотографии скульптуры в журнале «Ноа Ноа», где Гоген собрал воспоминания о поездке на Таити. Источник: Architectural Digest
В провенансе «Головы» также есть белые пятна. Фирма Wildenstein & Company купила её у частного швейцарского коллекционера в 1993 году, а четырьмя годами позже представила на выставке Fondation Maeght. Эту работу Гогену впервые приписал Даниэль Вильденштейн, автор каталога-резоне, посвящённого 1873 — 1888 годам творчества художника. Следующий том, охватывающий 1888 — 1903 годы, должен выйти в конце 2020-го, но скульптура туда не включена. Об этом Artnet News сообщили в Институте Вильденштейна Платтнера. До сих пор комитет Гогена в этом учреждении не получил «Голову с рогами» для исследований и экспертизы.
Это уже не первый случай, когда Вильденштейны оказываются в центре публичных скандалов. Французская семья, занимающаяся торговлей произведениями искусства, обвинялась во Франции в уклонении от уплаты налогов, сокрытии пропавших или украденных работ и даже в отношениях с нацистами во время Второй мировой войны. Все эти претензии династия арт-дилеров отрицает.
Это уже не первый случай, когда Вильденштейны оказываются в центре публичных скандалов. Французская семья, занимающаяся торговлей произведениями искусства, обвинялась во Франции в уклонении от уплаты налогов, сокрытии пропавших или украденных работ и даже в отношениях с нацистами во время Второй мировой войны. Все эти претензии династия арт-дилеров отрицает.
Поль Гоген, «Таитянка и злой дух». Источник: Heritage Images / Hulton Fine Art Collection
Сейчас «Голову с рогами» из сандалового дерева и её постамент из платана исследуют специалисты музея Гетти, которые хотят больше узнать о происхождении скульптуры. Некоторые полинезийские искусствоведы говорят, что дьявольские рога указывают на христианскую и европейскую, а не местную иконографию. А Фабрис Фурмануар выдвинул теорию о том, что работу вырезал турист из Европы.
По материалам artnet News