Коллекцию Чарторыйских показывают в обновленном музее в Кракове
«Словно Ноев ковчег»: коллекция Чарторыйских вернулась в Краков не без скандала. Она включает множество предметов — от редких пергаментов и древнеегипетских мумий до живописных работ
, в том числе пейзажа
Рембрандта и бесценного портрета
Леонардо да Винчи. Её собирали поколения польских дворян
, и сейчас это — одно из самых интригующих и разнообразных собраний в Европе. С декабря 2019 года оно вновь открыто для публики в обновлённом музее в Кракове.
Судьба коллекции Чарторыйских стала зеркалом польской истории. Её начали собирать взамен национального музея в тот период, когда польская независимость находилась под угрозой. Она была доставлена в Париж, когда Польша исчезла с карты Европы в XIX веке. Фрагменты собрания позже захватили нацисты, а затем — Советы.
Пёстрая история до сих пор не завершена, в настоящее время продолжается жаркий спор вокруг сделки стоимостью в 100 миллионов евро. За эту сумму польское государство купило коллекцию у наследника семьи Чарторыйских, который вырос в Испании и ни слова не знает по-польски.
Рембрандт Харменс ван Рейн, «Пейзаж с добрым самаритянином» (1638). Музей Чарторыйских, Краков
Тем не менее, коллекция вновь экспонируется в Кракове — после десятилетнего перерыва, когда Музей Чарторыйских был закрыт на реконструкцию и расширение. За это время были обновлены и удвоены выставочные площади, так что теперь посетители могут увидеть на двух этажах уникальный срез европейской культуры и истории, а также место Польши в них.
Фото обновленного музея: здание и экспозиции. Источники фото — thefirstnews
(1,
2)
«Это словно Ноев Ковчег. Его нужно было провести через трудные периоды препятствий и сохранить для будущего, когда мы вернем себе независимость», -¬ сказал Анджей Щерский, директор Национального музея в Кракове, куда вся коллекция Чарторыйских входит с момента покупки в 2016 году.
Собрание включает 86 тысяч предметов и библиотеку из 250 тысяч книг и рукописей, многие из которых имеют ключевое историческое значение.
Коллекцию начала собирать княгиня Изабелла Чарторыйская на заре XIX века. Она же организовала выставку в своём родовом имении. «Моя родина, я не смогла спасти тебя, позволь мне хотя бы тебя увековечить», — написала она в преамбуле к собранию.
Почётное место в экспозиции занимает «Дама с горностаем» Леонардо да Винчи — один из четырёх женских портретов мастера. На картине, датированной приблизительно 1490 годом, изображена Чечилия Галлерани, молодая возлюбленная миланского герцога Людовико Сфорцы, покровителя живописца.
купил в Риме в 1798 году князь Адам Ежи Чарторыйский, сын Изабеллы и министр иностранных дел при российском императоре Александре I. После раздела Польши стал критиком России и до конца жизни прожил в особняке Ламбер в Париже, где десятилетиями размещалась коллекция произведений искусства. Она вернулась в Польшу в 1876 году и была выставлена в Кракове, где стала свидетельством неоднозначной истории страны.
Изабеллы Чарторыйской работы Александра Рослина
Адама Ежи Чарторыйского работы Юзефа Олешкевича
Ганс Франк, губернатор Кракова при нацистах, прихватил работу Леонардо и ряд других работ, когда гитлеровцы покидали город. Он был арестован в конце войны союзниками, которые вернули картину в Краков. Теперь под неё отведён отдельный зал, и там можно рассмотреть творение гения Ренессанса без толп туристов.
Источник фото: www.thefirstnews.com
В экспозиции также представлена богатая средневековая резьба по слоновой кости, павлины из драгоценных камней, вазы и гобелены, обширная коллекция польских королевских портретов, доспехов и памятных вещей, насчитывающих столетия.
Лукас Кранах Младший «Семья Сигизмунда I Польского» (1553−1555). Музей Чарторыйских, Краков
Адам Кароль Чарторыйский, который родился в Севилье вскоре после того, как его отец бежал из Польши в 1938 году, получил коллекцию в наследство как праправнук Адама Ежи. В 2016 году он договорился с польским правительством о продаже своих сокровищ за 100 миллионов евро. Представителем покупателя выступал министр культуры Пётр Глинский из правящей партии «Право и справедливость». В июне чиновник отправил князю предложение приобрести собрание, но чтобы продать её, аристократу потребовалось одобрение его фонда.
Йос ван Клеве, «Богоматерь с младенцем» (ок. 1525/30). Музей Чарторыйских, Краков
Искусствовед Мариан Вольский, который тогда возглавлял правление фонда, заявил что у государства нет никаких оснований платить столько за коллекцию, которую и так уже запретили вывозить из страны. «Я никоим образом не хотел быть вовлечённым в это мошенничество, — сказал он, подавая в отставку вместе со своим заместителем. — Это точка пересечения двух главных грехов: жадности и гордыни». Наспех созванный новый совет быстро подписал сделку.
Вольски заявил, что Чарторыйский первоначально хотел перевести сумму на свой личный счёт, но польское правительство пожелало заплатить фонду с тем, чтобы он использовал деньги для финансирования национальных культурных инициатив в дальнейшем. Деньги были перечислены в Лихтенштейн, что добавило скепсиса критикам сделки.
Мацей Радзивил
, нынешний глава правления и член семьи Чарторыйских
, заявил
, что князь не использовал деньги в личных целях и что фонд может отчитаться за каждый цент. «Жаль
, что это огромное достижение было испорчено скандалом. Министру культуры в Великобритании
, вероятно
, дали бы королевскую медаль за покупку такой коллекции лишь за 5% её стоимости
«, — сказал он.
Анджей Щерский успокоил критиков
, сказав
, что это
«исторический и фантастический момент». По его словам
, коллекция снова экспонируется
, и предстоит решить еще одну важную загадку: судьбу
«Портрета молодого человека»
Рафаэля. Он был похищен Гансом Франком вместе с работой Леонардо
, но так и не найден после войны. Тем не менее
, Щерский информировал
, что есть некие люди в мире искусства
, которые уверены
, что проследили картину до частной коллекции.
Карло Кривелли, «Святые Антоний и Лючия» (ок. 1470). Музей Чарторыйских, Краков
Директор музея отказался предоставить больше сведений, лишь добавил, что польское государство очень заинтересовано в получении произведения и начнёт предпринимать шаги, если сможет подтвердить информацию. Он также призвал семью, которая, по его мнению, владеет картиной, вернуть её добровольно. «Кто-то должен принять моральное решение, признать, что его предки взяли работу и вернуть её», — сказал он.
По материалам The Guardian