Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Гульфики или приспособления для защиты паха,вышедшие из моды к концу XVI века,шокировали мир как в жизни,так в искусстве. Эти откровенные детали,пришиваемые к брюкам сначала для того,чтобы скрыть,а затем подчеркнуть нижние области мужского тела,были столь противоречивы,что когда-то подверглись цензуре на картине«Свадебный танец»(1566) Питера Брейгеля Старшего.
Теперь же поклонники живописи могут увидеть картину и её весёлых персонажей в их полной красе. В ознаменование 450-й годовщины смерти Брейгеля в Детройтском институте искусств(DIA) проходит выставка,целиком посвящённая приобретению и исследованию одной из самых знаменитых работ художника.
Экспозиция под названием«Раскрытый „Свадебный танец“ Брейгеля» — это кульминация четырехлетних архивных исследований и научных изысканий,которые проводили консерваторы и искусствоведы музея. Кажется,что это слишком длительный срок,отведённый одной картине. Но за последние четыре с лишним века это конкретное произведение искусства,написанное маслом на дереве,претерпело значительные изменения — и не только из-за своих выдающихся фаллических фрагментов.
Когда Брейгель приступил к работе над«Свадебным танцем», в Нидерландах было неспокойно. Набожный католик Филипп II Испанский,правивший Низкими землями,начал подавлять распространявшийся протестантизм и преследовать крестьян,которые обратились к этой религии. Картина Брейгеля была пылким контрдоводом этому вмешательству извне — способом«напомнить своим согражданам о традиционных ценностях», как сказала в 2006 году Ребекка Маццеи,куратор DIA.
На картине изображена раскованная группа — гости свадебного пира. В многолюдной сцене они флиртуют,танцуют,сплетничают и целуются,подбадривая себя выпивкой и живой музыкой. Картина Брейгеля — с яркими цветами и обилием изгибов — отражает вдохновляющее легкомыслие обычных людей,не обременённых новым режимом. И да,есть и гульфики,приспособление того времени,предназначенное для привлечения внимания к мужской анатомии(Брейгель вряд ли сделал бы себе имя,скрывая реалии человеческой физиологии).
Эксперт оценивает край деревянной панели«Свадебного танца» во время проведения дендрохронологического анализа. Фото: DIA
Кое-кому из зрителей не понравился этот откровенный,почти вуайеристский взгляд на жизнь в Нидерландах XVI века. В какой-то момент прошлого вандал соскрёб или небрежно замазал линии,обводящие пять самых выдающихся гульфиков. Реставрация 1941 года,подробно рассмотренная на выставке в DIA,вернула всё на свои места,вновь явив миру раздражающее«снаряжение» героев картины.
«Но даже в 1941 году гульфики не особо приветствовались, — говорит Эллен Ханспах-Берналь,консерватор DIA. — В наших кураторских и регистрационных папках есть множество писем,в которых люди просят у музея разрешение использовать в их публикациях отцензированную версию».
Составное изображение,где показано текущее состояние картины(верхняя половина) и цифровая модель того,как синий цвет мог выглядеть первоначально(нижняя половина). Фото: DIA
Остальную часть выставки Детройтский институт искусств посвятил приобретению картины в лондонской галерее в 1930 году. «Свадебный танец», купленный примерно за 38 тысяч долларов,принес пользу музею,поддержав его во время муниципального банкротства Детройта в 2013 году.
Обычно методы,к которым прибегают консерваторы и реставраторы,не демонстрируются публике. Но на выставке«Раскрытый „Свадебный танец“ Брейгеля» они занимают центральное место. В экспозиции показаны различные снимки(рентгеновские,инфракрасные и т. п.), благодаря которым зритель буквально«видит» процесс создания произведения искусства — от детального первоначального рисунка до пигментов и кистей,которые Брейгель использовал,насыщая его жизнью и внося более поздние изменения.
«Произведения искусства не статичны. Они подвержены естественному старению,вмешательству человека,а также изменению взглядов и вкусов», — говорится на сайте выставки.
Выставка«Раскрытый „Свадебный танец“ Брейгеля» в Детройтском институте искусств работает с 14 декабря 2019-го по 30 августа 2020 года.
По материалам официального сайта Детройтского института искусств и smithsonianmag.com