Sign up

"Сальвадор Дали. Магическое искусство" представят на крупной выставке в московском Манеже

  5 
21 января 2020 года в московском Центральном выставочном зале «Манеж» откроется выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство», организованная Культурно-историческим фондом «Связь времен» и Музеем Фаберже. «Столь представительной выставки работ Дали еще не показывали в России никогда» — отмечают искусствоведы. Российские зрители увидят более 180 произведений гениального сюрреалиста: живопись, рисунки, акварели и гравюры.
Основу экспозиции составят работы из собраний фонда «Гала — Сальвадор Дали» (Фигерас) и Национального музея «Центр искусств королевы Софии» (Мадрид). Также будут показаны работы из частных европейских коллекций. Куратор выставки — знаменитая Монсе Агер, директор Центра изучения наследия Дали фонда «Гала — Сальвадор Дали», лично знавшая знаменитого сюрреалиста.
Выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство» призвана осветить весь творческий путь мастера — начиная с юношеских импрессионистических пейзажей 1910-х и заканчивая последними абстрактными холстами 1980-х годов. Особое внимание уделили сюрреалистическому и ядерно-мистическому периодам художника, которые раскрыли неповторимый авторский стиль Дали и принесли ему мировую славу.
Пройдя в юном возрасте через влияния многих школ и течений, в 1929 году Сальвадор Дали примкнул к движению сюрреалистов, возглавляемому Андре Бретоном, и вскоре стал одной из его главных фигур. Именно в сюрреализме он в полной мере реализует свой огромный творческий потенциал. Одновременное увлечение психоанализом, теорией бессознательного и творчеством старых мастеров создают феномен живописи Дали, его пейзажей, озаренных магическим светом и населенных причудливыми образами, материализующими его страхи и желания
С 1940 по 1948 год Дали живет в Соединенных Штатах, где не только создает новые произведения, но и формирует имидж универсального художника. Он пишет картины, иллюстрирует книги, создает театральные декорации и костюмы. В 1944 году Дали ставит первый «параноидальный» балет «Безумный Тристан» на музыку Рихарда Вагнера с хореографией Леонида Мясина — несколько живописных работ на тему этого балета покажут на выставке.
Также впервые в России будет представлено важнейшее произведение этого периода — «Мягкий автопортрет
Автопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
с жареным беконом» (1941), в котором отразилось стремление художника «избавиться от своей старой кожи, кожи бесформенной и революционной жизни» и обрести новый смысл своего искусства в идеалах Возрождения.
Сальвадор Дали. «Мягкий автопортрет
Автопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
с жареным беконом». 1941. Холст, масло. 61×51 см. Фонд «Гала — Сальвадор Дали»
Ядерные взрывы в Хиросиме и Нагасаки потрясли художника и оказали огромное влияние на творчество — его целью стало достижение понимания скрытых сил и законов мироздания, а также овладение ими при помощи мистики. Вторая половина 1940-х и 1950-е годы были отмечены обращением Дали к «ядерному мистицизму» и работам большого формата. На выставку в Москву везут одну из главных картин этого периода, своеобразное художественное осмысление расщепления атома — «Дематериализация под носом Нерона» (1947).

Сальвадор Дали в «телепатических очках» в своей студии в Порт-Льигате. 1968. Фотограф Роберт Витакер

Дали называл живопись «магическим искусством» или «магическим мастерством», полагая, что техническое совершенство столь же значимо для художника двадцатого века, как и для мастеров эпохи Возрождения. Вслед за Леонардо да Винчи он считал живопись важнейшим из искусств и мечтал спасти ее от «лени и хаоса», в которые она погрузилась в современном мире. На выставке будут представлены мастерски сделанные рисунки 1930−40-х годов, а также полная серия гравюр, иллюстрирующих «Божественную комедию» Данте — проект, над которым Дали работал в 1959−63 годах. Особый интерес представляют оригинальные иллюстрации к книге «50 секретов магического мастерства», которую Дали написал в 1948 году, изложив в свойственной ему эксцентричной манере свое понимание живописи.

Сальвадор Дали. «Дали, приподнимающий поверхность Средиземного моря, чтобы показать Гала рождение Венеры». 1978. Стереоскопическое произведение. Холст, масло. 100,5×100,5 см. (каждая). Фонд «Гала — Сальвадор Дали»
Начиная с 1960-х годов и до конца своей жизни художник восхищался наукой и новыми технологиями, активно использовал в своих работах стереоскопию и голографию, считая их языком будущего. На выставке будет представлено важнейшее произведение этого периода — стереоскопический диптих «Дали со спины, пишущий Галу со спины, увековеченную шестью виртуальными роговицами, временно отраженными в шести настоящих зеркалах» (одна из парных картин представлена ниже). Как иронично писал художник в этот период, «я нахожу в себе все больше сходства с Веласкесом — и лысина уже наметилась, и лицо удлинилось. А там, глядишь, и дотяну до Эль Греко». В 1975 году Сальвадор Дали написал стихотворение, которое прекрасно иллюстрирует эту стереоскопическую работу.

Чтобы взглянуть на себя со спины,
пока я рисую твои столь любимые плечи,
я смотрюсь в твое зеркало
и в другое такое же
где отражаются наши изображения.
Мне нужно третье зеркало,
чтобы пригвоздить тебя
моими четырьмя зрачками.
Творя правду из любви,
миф пригвождает меня твоими зрачками —
восемь зрачков в едином взгляде.
Вот я, раб и хозяин,
достойный наивысшей награды.
Я — соловей, заключенный в клетку,
построенную десятью зрачками,
устремленными на кончик моей кисти —
три зеркала, ограненные как брильянты, —
чтобы могли смотреть мы, влюбленный и дева,
в единое зеркало нашей души.

Сальвадор Дали
Сальвадор Дали. «Дали со спины, пишущий Галу со спины, увековеченную шестью виртуальными роговицами, временно отраженными в шести настоящих зеркалах». 1972−73 гг
Последний из 50 секретов, которые должен постичь живописец, согласно книге Дали, состоит в том, что руку живописца, севшего за мольберт, должен направлять ангел. Этот последний, он же самый первый по необходимости секрет, связан с удивительной личностью жены и музы Сальвадора Дали — Галы. Ее образ пронизывает все творчество мастера, ее значимость он постоянно превозносит в своих книгах.
Выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство» в Центральном выставочном зале «Манеж» будет работать с 21 января по 25 марта 2020 года.

Материал подготовлен по информации пресс-релизов культурно-исторического фонда «Связь времен» и Музея Фаберже.
Главная иллюстрация: Сальвадор Дали. "Безумный Тристан". 1944. Фонд «Гала – Сальвадор Дали».
  5 
 Comments
To post comments log in or sign up.