До конца ноября можно попасть на крупную выставку венгерского импрессиониста Пала Синьеи-Мерше (1845 — 1920). Как ни удивительно, проходит она не в Будапеште, а в маленьком городке на границе с Украиной — Ниредьхазе. Работы Синьеи-Мерше есть в Национальной галерее, музее им. Отто Германа в Мишкольце, хранятся в частных коллекциях. В музее им. Андраша Йоши в Ниредьхазе отовсюду собрали 80 лучших работ художника, в трех залах — все этапы его творческого пути.
Начало этого творческого пути, кстати, было нетрудным. В отличие от многих других родителей художников, отец Пала, умный и просвещенный дворянин, поддержал способного сына и отправил учиться в Мюнхен. Правда, на каждых каникулах дома проверял достижения молодого художника — в результате появилась целая галерея отличных портретов родителей, братьев и сестер. Так что начал Пал Синьеи-Мерше как художник академической школы.
Портрет Ласло Синьеи-Мерше
1868, 159×108.5 см
По рекомендации наставников (а чуть позднее и под влиянием работ Ганса Макарта) начал писать мифологические и аллегорические сюжеты, но, судя по всему, и они его не слишком занимали: так, задумав триптих, написал лишь две картины — «Вакханалию» и «Язычество».
Качели
1869, 50.3×41.5 см
Зато одновременно, в том же 1869, пишет «Качели» и «Сушку белья» — уже совершенно в другом жанре, открывая для себя формообразующее волшебство игры света и тени — импрессионизм
.
Сушка одежды
1869, 39×30.8 см
Вообще, венгры утверждают, что это открытие Пал Синьеи-Мерше сделал независимо от французских художников. С этим можно не согласиться, вспомнив, что в том же 1869 на выставке в Мюнхене он познакомился с Гюставом Курбе (более того, был там переводчиком французского импрессиониста) и после этого неожиданно ушел из академии. Но мы оставим споры. Главное то, что Европа получила еще одного отличного импрессиониста.
Концерт
1873, 39.2×55 см
Правда, родина это не оценила: программную работу «Маевка» (1873) венгерская критика разгромила. Может, Синьеи Мерше не надо было дразнить критиков, изобразив и себя лежащим на животе спиной (читай: задом) к зрителю и к ним?
Майский пикник (Завтрак на траве)
1873, 127×162.5 см
В последующие годы критики тоже не особо жаловали ни сюжеты художника, ни колористику. Например, цвета «Жаворонка» (1882), особенно зеленый, просто назвали брутальным.
Жаворонок
1882, 163×127 см
В делах семейных тоже началась долгая печальная полоса. Умер отец, старшая сестра, друг за другом трое детей. Устав от проблем, ушла жена (потрясающая, кстати, красавица — посмотрите на «Даму в лиловом», 1874). Выходя замуж, она мечтала о богатой и красивой жизни с именитым художником, и ждать светлого будущего десятилетиями оказалась не готова.
А художник оставил живопись. Почти на десять лет. Синьеи Мерше, кстати, еще в академии называли «мастером наброска» — он часто бросал работы незавершёнными, и на выставке в Ниредьхазе тоже есть несколько таких. Так вот, и перерыв в творчестве начался символично: в марте 1884 году художник приехал в свое поместье, в первой половине дня — в редком для себя порыве — вышел на пленэр, написал «Тающий снег», вернее, почти написал, а после обеда обнаружил, что и свет не тот, и снега еще меньше… и все.
Чем занимался? Погрузился в дела поместья в Йернье.
Чем занимался? Погрузился в дела поместья в Йернье.
Пейзаж с аистом
1870, 20.7×43.5 см
Кстати, и ландшафтным дизайном там занялся, но, согласитесь, это мелковато для такого таланта. Поклонники которого — друзья и родственники — решили вернуть художника миру, прибегнув к любопытному трюку. Они устроили так, что Синьеи Мерше пригласил в гости молодого художника Тивадара Земплени, надеясь на то, что наблюдение за работой «коллеги по цеху» вернет хозяину желание творить. И затея удалась! Сначала родилась маленькая академическая работа «Цвет яблони», а за ней последовали еще 25 лет жизни художника, когда он буквально не отходил от мольберта.
Калина
1911, 60.3×47 см
Ситуация переменилась кардинально. Плоды этого нового периода критика уже встречала «на ура»: в 1894−95 годах Общество изобразительного искусства с большим успехом провело выставку Пала Синьеи Мерше, а полотно со сценой охоты «Окули» приобрел сам император Франц Иосиф. Посыпались награды и за ранее гонимые произведения (та же «Маевка» на выставке в Мюнхене в 1901 году удостоилась золотой медали!), и за новые картины.
Источник фото
«Автопортрет
в кожаном пальто» (1897) запросила для своей постоянной экспозиции галерея Уффици — это, пожалуй, наивысшая оценка творчества мастера. Тогда родились и две версии жизнерадостного весеннего сюжета «Поля с маками» (1896, 1902).
Выставку в музее им. Андраша Йоши в Ниредьхазе можно посетить до 24 ноября 2019 года. Стоимость входного билета — 1400 венгерских форинтов (менее 5 долларов). Время посещения следует бронировать заблаговременно на сайте музея.