Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Существует несколько претендентов на звание величайшего художника Венеции,но один из главных художественных музеев Германии не сомневается в том,кому отдать пальму первенства. Государственная галерея в Штутгарте организовала показ,смело названный«Лучший живописец Венеции». Забудьте о Тициане или Веронезе: по мнению кураторов выставки,центральное место на пьедестале почёта занимает Джованни Баттиста Тьеполо.
На выставке,приуроченной к 250-летию со дня смерти мастера XVIII века,кураторы собрали около 120-ти его работ — 25 самых известных картин,более 50 рисунков,а также ряд эскизов и офортов. Экспонаты прислали в том числе и такие крупные мировые учреждения,как Академия в Венеции,Лувр в Париже,Метрополитен-музей в Нью-Йорке и Музей изящных искусств в Будапеште.
Джованни Баттиста Тьеполо,«Аполлон и Дафна»(1743). Лувр,Париж
Джованни Баттиста Тьеполо(1696 — 1770) родился в Венеции и уже в 21 год стал членом местной Гильдии художников. Его высоко ценили не только на родине,но и в Вюрцбурге,Стокгольме,Санкт-Петербурге и Мадриде. Тьеполо стал продолжателем славных традиций венецианской живописи,в то же время юмор и ирония,проявляющиеся в его живописных мирах,свидетельствуют о переоценке ценностей,произошедшей в социуме XVIII века. Нетривиальный подход к образным повествованиям,удивительные композиции и неоднозначные индивидуальные мотивы бросают вызов традиционным концепциям на рубеже барокко и эпохи Просвещения.
«Его работы во всём их великолепии начинают подвергать сомнению систему искусства барокко. И он использует лёгкий налёт юмора, — сказала куратор Аннет Ходжер немецкому информационному агентству DPA. — Выставка рассматривает Тьеполо как художника в переломный момент». Он работал на принцев и церковь,но при этом понимал,что система покровительства,которая служила западным художникам на протяжении веков,подходила к концу,пояснила эксперт.
Карикатура Джованни Баттисты Тьеполо на сидящего человека. Национальные музеи Берлина
Особый раздел экспозиции посвящён религиозным произведениям мастера,с которыми его творчество ассоциируется слабо,но они,тем не менее,входят в число самых впечатляющих его работ. Ключевой экспонат здесь — полотно высотой более трёх метров с изображением святого Иакова,присланное Музеем изобразительных искусств в Будапеште и ставшее«лицом» выставки. Политика и религия стали ключевыми темами этой алтарной картины,которую Тьеполо создал для посольства Испании в Лондоне в 1750 году. Она символизирует притязания Испанской империи на мировое господство.
Последняя глава выставки посвящена работам Тьеполо,созданным в Испании в конце жизни. В 1762 году он был принудительно вызван ко дворцу в Мадриде,чтобы расписать потолки в Королевском дворце. Однако в этот период он создал одну из своих самых необычных работ — малоформатную картину«Отдых на пути в Египет», которая входит в коллекцию Государственной галереи в Штутгарте.
Главная тема этой работы — пейзаж: Святое Семейство выглядит крошечным по сравнению с могучими скалами и простором неба. Композиция создаёт ощущение угрозы даже у зрителя,не знакомого с историей религии. Причудливые контуры скал и диагональ заострённого хвойного дерева,хотя и являются лишь линиями и поверхностями,передают нам чувство тревоги.